ТЕАТР КУКОЛ – НЕДЕТСКОЕ ИСКУССТВО

«Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного. Детская игрушка» – это определение дано знатоком русского языка В.Далем. Однако верно оно лишь в части подобия. Кукла родилась в недрах веков не забавой, а посредником между людьми и явлениями природы, бытовыми проблемами.

На Руси в древности существовал, например, обычай изготовления кукол, предназначенных для жертвоприношений, из цветов, травы. Нет дождя – сжигали «русалку», тоска заела – в огонь летела наговоренная «кукушка». Куклы-обереги, ритуальные, храмовые – тут не до игр. «Серьезными» были и первые кукольные представления, известные многим древнейшим культурам народов мира. Век за веком происходило перетекание храмовых, мистериальных спектаклей на рыночные площади. Зрелище становилось доступным массовому зрителю. Репертуар – религиозные пьесы, жанровые, юмористические, бытовые сценки, часто сатирически-сексуального свойства – понятен и близок. И совсем недетский. Немало пришлось покорчиться куклам-артистам, прежде чем они смогли подстроиться под восприятие ребенком спектаклей в театре.

О детской психологии, профессии «актер кукольного театра», изготовлении театральной куклы и ее стоимости я попросила рассказать главного режиссера Государственного белорусского театра кукол Алексея ЛЕЛЯВСКОГО.

– Учитывает ли театральный художник детскую психологию восприятия куклы?
– Театр кукол – прежде всего, искусство недетское абсолютно. Нет смысла даже это обсуждать. Придуманный штамп «детское» – на совести общества, родителей. Далеко не все смазливые персонажи нравятся ребенку. Они, скорее, по сердцу взрослым. Дети обладают практичной, адекватной психологией: «машина большая, она ездит; платье, ботиночки снимаются или нет» и т.д. Все наши эстетические ухищрения хороши для взрослых дядей и тетей. Важно еще, что сюжет спектакля маленькие зрители воспринимают линейно, безусловно. Ребенок запоминает только то, что мишка пришел на полянку, встретился с зайчиком и они вместе отправились в гости к ежику. А лишние разговоры персонажей на сцене – отсутствующая информация, болтовня. Поэтому успех спектакля зависит не столько от художника – создателя кукол, сколько от режиссера-постановщика.

– Вы работаете главным режиссером с 1986 года. За 20 с лишним лет изменилось общество, изменились дети.
– Дети не были так испорчены родителями. Сейчас ребенок осознает зависимость от них и подчиняет в большей степени свое мнение воле взрослых. Раньше, когда дети приходили в театр, это был «правильный» коллективный культпоход. Теперь их приводят под конвоем, «оптичивают» мероприятие. Нетрудно понять отношение юных. Кто постарше, приходит пива попить до или после спектакля. Своеобразное алиби для родителей: «Я культурно провел время, был в кукольном театре».

– В 1956 году главным режиссером стал ваш отец – Анатолий Александрович Лелявский. Вы помните свои детские впечатления в театре кукол?
– Я приходил на папину работу и не знал, чем заняться. Рисовал, слонялся, листал книжки. Меня нисколько не интересовало, что происходит на сцене. У главного художника театра Леонида Михайловича Быкова в кабинете был аквариум с рыбками и тиной. Это конкретные, рациональные воспоминания, которые не имеют ничего общего с подсознательными впечатлениями. Они скорее всего, тоже были.

– Вы избрали профессию «режиссер кукольного театра». Где учат этой специальности?
– В Белорусском театрально-художественном институте, который сейчас называется Академия искусств. На театральном факультете есть отделение, где готовят кукольников: режиссеров, актеров. До того как это образование стало официальным и данные специальности появились в списке профессий, были обучающие студии при театре кукол.

– Какими дарованиями должен обладать актер-кукловод?
– Голосом – это понятно. Кроме того, в театр кукол идут люди-интроверты по психическому складу, со внутренним барьером, мешающим им быть публичными «клоунами». Должна существовать психологически обоснованная причина взять в руки куклу – способ выражения своего «Я». Вообще «актер кукольного театра» – специфическая профессия. Она требует от человека точного понимания, что это – его судьба. Получать нищенскую зарплату и ничего в ответ – на это способны немногие: на телевидении с ногами не засветишься, на сцену в красивом костюме со смокингом не выйдешь – никакой хотя бы моральной компенсации кукловод ожидать не может.

– А нищенская зарплата – это сколько?
– Я не буду говорить, иначе меня упрекнут в том, что я не люблю нашу родину, она плохо заботится об артистах театров кукол. Нищенская. И ни о каких надбавках речь не идет. У молодого артиста план – 22 спектакля в месяц. Как он перевыполнит норму и получит премию (минимальная ставка актера кукольного театра составляет 240 тысяч белорусских рублей – прим. авт.)?

– Хорошо, поговорим о театральной кукле. В чем отличие куклы современной от куклы прошлых лет?
– Каждое время по-разному относится к этому предмету – кукле. Раньше кукол делали вручную, долго, резали из дерева. Они переходили по наследству от одного исполнителя к другому. Те старые куклы несут отпечаток вечности. Потом, с приходом советской власти, все изменилось. В качестве аналогии можно привести ленинский план монументальной пропаганды – скульптуры из фанеры. Главное – поставить монумент к годовщине. А то, что эта годовщина развалится через год-полтора, черт с ней! Куклы стали изготавливать из самого дешевого папье-маше, поролона. Быстренько сделали – быстро развалилось. На вечность не рассчитывали. Бывало, что спектакль раз в три года приходилось полностью переделывать – куклы рассыпались.

– Где изготавливают театральную куклу?
– У нас в театре. Еще работают старые мастера – редкие специалисты. Вообще, профессии кукольника нигде не учат, по-разному люди приходят в наши мастерские и остаются работать.

– К вам обращаются коллекционеры с просьбой продать куклу?
– Иногда бывает. Но мы не имеем права заниматься деятельностью продаж, тем более, что старые куклы – историко-культурная ценность. Их нельзя вывозить из страны. Обращаются и белорусы, но, узнав, сколько стоит кукла, отказываются.

– А сколько стоит театральная кукла?
– По-разному. Если считать по всем затратам – дорого. Не одну сотню долларов. Самая простая плоская фигурка, не имеющая никакой художественной ценности, на западных арт-рынках стоит от 150 евро. Если кукла аутентичная, с хорошо сохранившейся механикой, не переделана – от 2,5 тысячи евро и выше. Современная кукла, которая используется в традиционных филиппинских храмовых представлениях, – 40-50 тысяч евро, может быть, и больше. Она богато выглядит, расшита натуральным жемчугом. О коллекционных авторских куклах известных мастеров я даже не говорю – это безумные деньги и дорогое удовольствие!

– Где театр хранит сошедших со сцены кукол?
– У нас есть музей театральных кукол. Выставленная экспозиция обновляется, перевешивается. Есть запасник. Он пополняется, когда спектакль сходит с репертуара. Кукол мы не выкидываем – это наше внутреннее правило. Правда, многие куклы рассыпаются от времени. Мы не можем их реставрировать. Это почти то же самое, что сделать новую куклу.

СПРАВКА «ЭН»

Государственный белорусский театр кукол был официально открыт 15 июля 1938 года в Гомеле. В годы Отечественной войны деятельность театра не прекращалась. Труппа театра выступала на фронтах в составах агитбригад.

Белорусский театр кукол стал первым из театров республики, который возобновил свою работу после войны. 1 мая 1944 года прямо на одной из площадей Гомеля был показан спектакль «Большой Иван» С.Образцова. В 1950 году театр переехал в Минск. Несколько лет труппа работала на разных площадках. В 1956 году театр возглавил Анатолий Александрович Лелявский. При нем в спектаклях стали использоваться куклы различных систем: тростевые, планшетные, марионетки. С 1986 года художественным руководителем и главным режиссером работает Алексей Анатольевич Лелявский, продолжающий дело своего отца. В его спектаклях тесно переплетаются драматический, кукольный, музыкальный театр и пантомима. Главной задачей остается создание детского репертуара, основанного, в том числе на классических произведениях. Популярен театр не только в нашей стране, но и за ее пределами. Широкую европейскую известность ему принесло участие в Международных фестивалях кукол в Бельгии, Болгарии, Германии, Польше, России, Словении, Украине, Франции, Хорватии.

Оставить комментарий