«…КАК УМЕЮТ ЭТИ РУКИ ЭТИ ЗВУКИ ИЗВЛЕКАТЬ…»

Репетиция оркестра… Парадную, вечернюю жизнь музыкантов видели и слышали многие. Стихающий гул в полутемном зрительном зале, деликатные покашливания, капельдинеры спешно рассаживают запоздавших. На освещенную сцену выходят музыканты. Усиливаются аплодисменты – появляется дирижер. Музыка… На острие дирижерской палочки – начало и конец жизни музыки. Между ними – расцвет, блеск, трепет, истинная красота звуков – это все в руках и сердцах артистов оркестра. В их каждодневном, кропотливом труде. Репетиция оркестра…

«Музыканты уже пришли, настраивают инструменты. Сегодня первая репетиция с приглашенным дирижером из Москвы Евгением Бушковым, – меня встречает художественный руководитель и главный дирижер оркестра Петр ВАНДИЛОВСКИЙ. – Если любопытно, посмотрите, как Евгений работает с коллективом». Еще бы не любопытно. До этого мне приходилось видеть только спины дирижеров.
– Здравствуйте, господа! Все готовы? Пожалуйста, «Серенада» Чайковского, с первой цифры…

– Петр Викторович, как вы считаете, сотрудничество с приглашенными дирижерами повышает профессионализм музыкантов?
– Безусловно. Но только в том случае, если профессиональный уровень дирижера совпадает с уровнем подготовки коллектива. В нашем оркестре работают музыканты высшей квалификации, мастера сцены. Наша музыка – по сути, игра солистов, слушающих, понимающих друг друга.

…Приятно слышать такие слова, потому что иногда бывает, как в старом анекдоте: «Идет репетиция оркестра с приглашенным дирижером. За первым пультом сидит старый уже скрипач и вяло, нехотя, еле передвигая смычком, мямлит свою партию. Дирижер в недоумении останавливает музыкантов:

– Маэстро, почему вы так плохо играете? Заболели или не согласны с тем, как я провожу репетицию. В чем дело?
– Ради Бога, не обращайте внимания, пожалуйста. Я музыку с детства не люблю».
…Репетиция оркестра… «Альты – вы молодцы, но нотки должны быть блестящие, точные, неразмазанные… Пожалуйста, акценты в партитуре стоят, но вы берите их из сердца… Виолончели, все здорово, только «До» уже глубоко вошла сюда, больше не надо… Контрабас, просто отлично! Похоже на танец невылупившихся птенцов. Браво!»… У музыкантов – никаких возражений, все замечания принимаются. Евгений Бушков доволен. Перерыв.
Воспользовавшись перерывом, я беседую с Екатериной РЕЙХЕРДТ, скрипачкой. Она работает в камерном с 1980 года.

– Вы застали эпоху Юрия Петровича Цирюка? Как вам работалось тогда?
– Играть с ним было и интересно, и тяжело. Чашу весов подробной, грамотной, выверенной до мелочей работы, часто склоняли неуравновешенность, взрывной характер. В произведения, которые ему нравились, он «влюблял» и оркестр тоже.

– Вы работаете в оркестре 28 лет. Много гастролировали. Где более отзывчивая, восприимчивая публика?
– Лично я люблю ездить по Беларуси, это правда. Мне запомнилось, как нас слушали маленькие дети в белорусских Хойниках. Очень зависит внимание публики от того, какие произведения мы исполняем.
…«Большая перемена» – оркестр будет продолжать репетицию на сцене филармонии. Я тем временем задаю вопросы еще одному «старожилу» камерного. Это Станислав ПЕТЧЕНКО – виолончелист, концертмейстер басовой группы.

– Стас, вы работаете в коллективе с 1985 года. За это время состав почти полностью поменялся. Куда разъехались музыканты, с которыми вы работали? Поддерживаете ли вы связи со своими бывшими коллегами, друзьями?
– Многие живут и работают сейчас во Франции, Швеции, Америке, Израиле. Один из моих лучших друзей, Анатолий Караев, – потрясающий скрипач – работает в симфоническом оркестре в Бретани. У него свой импресарио, который организует сольные концерты по всему миру. Вот в Минск, к сожалению, пока не приезжал.
…Репетиция оркестра. Музыканты на сцене, я жду директора камерного – Елену ЯСКЕВИЧ.

– Расскажите, что входит в обязанности директора музыкального коллектива?
– Обычная организационная рутина, которой занимаются все руководители: создание условий для работы, добывание мебели, струн, содержание в порядке оргтехники, костюмов. С концертной одеждой вообще проблема. У филармонии нет средств. Девушки выступают в своих платьях, обуви. Мужская часть «населения» – в своих сорочках, брюках. Фраки старые. Сейчас составили сметы, может быть, Министерство культуры сделает оркестру подарок к 40-летию и выделит деньги на приобретение новых костюмов. В обязанности директора входит составление всевозможных договоров, мы же приглашаем к себе музыкантов на гастроли. Я занимаюсь всей рекламной продукцией, подготовкой афиш, баннеров. Но самая важная часть моей деятельности и художественного руководителя – это организация зарубежных гастролей. Львиная доля ответственности за успех таких выездных концертов лежит на нас. Музыкант должен хорошо играть. Все остальное – работа директора. Вот недавно у меня появилась еще одна почетная обязанность – распространение билетов на концерты камерного оркестра.

– Вы коснулись темы зарубежных гастролей. С чего начинается организация гастрольного тура?
– Во-первых, рассылаем резюме оркестра по оргкомитетам различных международных фестивалей. Во-вторых, когда к нам приезжают музыканты, дирижеры, пытаемся наладить творческие контакты, а они рекламируют нас. Сейчас мы плодотворно работаем с немецкими, норвежскими композиторами, которые специально для белорусского камерного оркестра пишут музыку. Это высокая оценка!

– Обрисуйте, пожалуйста, круг проблем, с которыми приходится сталкиваться государственному коллективу.
– Не буду оригинальной. Основная проблема – финансы. Министерство культуры располагает государственными деньгами… Зарплаты у музыкантов высшей категории около 600 тысяч со всеми надбавками. Чтобы прожить, почти все артисты работают на двух-трех работах, занимаются преподавательской деятельностью.

Очень большая проблема – получение званий, наград. В камерном оркестре за все время существования был единственный Заслуженный артист. В Беларуси сложная административная система-лестница получения званий: сначала Грамота, через 2 года Знак, далее еще немало времени проходит – тебя выдвигают на Медаль. Только после всего этого, по прошествии опять же скольких-то там лет, можно подавать документы на получение Звания. Впрочем, артист может не дождаться своего Звания по понятным причинам.

Вы, наверное, удивитесь, но очень серьезной проблемой является отсутствие в Беларуси музыкальных критиков-профессионалов. Нигде в прессе после плохого концерта не появляется ни единой ругательной строчки. Поэтому бывают плохие концерты.

– Какую помощь оркестр хотел бы получить от государственных органов, от Министерства?
– Помощи скорее можно ожидать от наших друзей, спонсоров, средств массовой информации. Мы рады любой рекламе. Что касается Министерства, то спасибо хотя бы за то, что чиновники не мешают нам работать, полагаются на опыт музыкантов, международный статус коллектива.

Редакция «ЭН» поздравляет коллектив Государственного камерного оркестра Республики Беларусь с 40-летием! Желаем творческих успехов, развития и процветания!

Вспомнился забавный случай на концерте камерного оркестра. Канун Нового года. Дирижирует немец Инго Эрнст Райль. Праздничная обстановка, Инго все время повторяет, что он Дед Мороз и приготовил для публики такие-то музыкальные подарки. В конце, под аплодисменты, на сцену поднимается кто-то из зрителей и преподносит дирижеру шоколадного Деда Мороза. Шутку маэстро оценил, а фигурка заняла свое почетное место на дирижерском пульте.

СПРАВКА «ЭН»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Первое выступление коллектива состоялось в 1968 году под управлением композитора, органиста, дирижера Олега Янченко. С 1969 по 1983 гг. оркестром руководил Юрий Цирюк – блестящий виолончелист (преп. М.Ростропович – прим. авт.), выпускник Белорусской и Ленинградской консерваторий (преп. И.Мусин, курс оркестрового дирижирования – прим. авт.). Начинается интенсивная концертная жизнь. В 1975 г. коллектив с большим успехом выступил на престижном Международном фестивале в Вильнюсе. Признание и известность пришли в 1977 г. – на Всесоюзном конкурсе профессиональных коллективов камерный был удостоен звания «Лауреат». Высокий уровень профессионального мастерства позволяет коллективу исполнять произведения П.Чайковского, С. Рахманинова, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, В.А.Моцарта, А.Вивальди, И.С.Баха, Ф.Крейслера, А.Шенберга, Э.Грига и др., а также музыку белорусских композиторов. Под управлением Ю.Цирюка оркестр концертировал в Москве, Ленинграде, республиках СССР. Уже позже исполнительское искусство смогли по достоинству оценить слушатели Германии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Бельгии, Голландии, Англии, Чехии, Словакии, Венгрии, Испании.

В разное время с оркестром выступали такие мировые звезды «первой величины», как С.Рихтер, М.Ростропович, Ю.Башмет, В.Третьяков, М.Плетнев, Э.Вирсаладзе.
После ухода маэстро Ю.Цирюка у камерного много раз менялись художественные руководители. «Старожилы» вспоминают о том времени, когда только за один сезон с коллективом успели поработать 13 дирижеров!
С 2003 г. оркестром руководит Петр Вандиловский.
Постоянным приглашенным дирижером является Инго Эрнст Райль (Германия).
Оркестр ведет активную творческую жизнь. Часто выступает в родных стенах Белгосфилармонии, участвует в национальных музыкальных мероприятиях, сотрудничает с маститыми дирижерами, гастролирует за рубежом.

Оставить комментарий