БЕЛЛЕГПРОМ ЗАСТРЯЛ В СССР

«Я хочу, чтобы вы дали право выбора нашему народу, одели людей так, как одевают во всем мире. Я хочу, чтобы взрослые и дети носили приличную обувь, чтобы не покупали ее за границей», – потребовал глава государства от руководителей предприятий легкой промышленности еще в январе, во время посещения в Жодино выставки товаров, производимых организациями концерна «Беллегпром».

Почему барахлит беллегпромовский механизм? Какие винтики и гайки нужно подкрутить? Как заставить белорусов носить свое, а не чужое? Своим видением ситуации и способом спасти «Беллегпром» с «ЭН» поделился директор ЧП «Коучинг Центр», бизнес-тренер Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ.

– Нашлось ли в вашем гардеробе место для белорусской одежды?
– У меня есть два костюма фабрики «Коминтерн». Правда, они старые, купленные лет 8 назад, но еще не поизносились. У них хорошая ткань, они теплые и хорошо сидят. Из ассортимента белорусских костюмов, представленного в торговых точках сейчас, что-то стоящее просто отсутствует. Я несколько часов провел в одном крупном магазине, но так ничего и не выбрал. Либо ткань не нравится, либо окраска, либо рисунок не подходит, либо сидит плохо. Пришлось ехать в Литву и три костюма покупать там. На Западе найти что-то подходящее получается гораздо быстрее, да и выбор побольше.

– Есть еще и Китай. Мы хоть и большие друзья, но под напором китайской продукции легпром кряхтит и стонет. Есть нам чему поучиться у своих китайских друзей?
– Так ведь там действуют совсем иные схемы производства и реализации. К примеру, в одной китайской провинции человек решил пошить джинсы. Как он действует? С утра купил ткань, за день пошил, вечером продал. За счет быстрого оборота он может делать товар дешевле. Оборот в нашей легкой промышленности составляет порядка 8 месяцев. Поступает заказ. Пока приобретут нужные ткани, пока пошьют… Продукция появится через 8 месяцев. В нормальных западных предприятиях легкой промышленности коллекция обновляется раз в полгода. Почему? Выпускается коллекция. Если это какие-то модные вещи, то они пользуются спросом, активно распродаются. Проходит какое-то время. Дизайн одежды начинают производить уже «серым» способом. Но Дом мод в этот момент выпускает уже новую коллекцию. То есть буквально через 5-6 месяцев вся продукция обновляется, и на нее вновь активный спрос. А что у нас? Ну, произвели продукцию за 8 месяцев. Хорошо, если половина продалась. А остальное лежит на складах и съедает оборотные средства. То есть нужно выдумывать какие-то маркетинговые ходы, чтобы извлекать оборотные деньги на производство другой продукции.

– А как вам ход Минобразования – рассылка рекомендаций учителям формировать у детей и молодежи позитивное восприятие белорусских товаров?
– Преподаватели, конечно, могут говорить, что сами носят, показывать, хвалить. Но дело в том, что учащиеся преимущественно покупают себе одежду не сами. Это делают их родители, которые в свою очередь будут очень критично относиться к высказываниям со стороны учителей. Как правило, на родительских собраниях присутствует такая специфическая обстановка, которая не способствует установлению контакта между выступающими и слушающими. Стало быть, слушающие будут сопротивляться любой информации такого рода. Единственное, что будет эффективным, – это чувство патриотизма, которое можно воспитывать у подрастающего поколения. Но это долгосрочная перспектива.

– Поможет ли легпрому антиреклама импорта, как бы невзначай звучащая, к примеру, в телерепортажах из уст известных людей?
– Особого смысла в антирекламе я не вижу. Люди все равно будут ориентироваться на свой вкус, на свои потребности. Можно говорить, что и картошка наша самая лучшая, а вся другая – полная ерунда. Но люди все равно будут покупать ту, что нравится. Поэтому негативные высказывания ничего не дадут. Другое дело – позитивные высказывания о тех или иных предприятиях, о той или иной одежде могут привести к долгосрочному имиджевому результату. Но быстро рост продаж они все равно не поднимут.

– Наверное, проще обрубить весь импорт бизнесу или максимально увеличить для него квоту белорусской продукции, обязательной для реализации.
– Если убрать всю привозную продукцию, легрому, конечно, станет легче. Но ненадолго. Система производства от этого не изменится. И люди все равно будут ездить в Москву, в другие места в поисках хорошей одежды, потому что в Беларуси ее и сейчас найти сложно. Часть рынка у легпрома к тому же отберут частные производители одежды. Они ведь не используют лекала белорусских предприятий, а берут лекала какой-то западной компании, которая, к примеру, шьет хорошие костюмы. И на них обязательно будет спрос. Кстати, Европа завалена китайской продукцией. Но многие хорошие компании тоже шьют одежду в Китае. Если взять серьезные марки, такие, как, например, МЕХХ, ZARA, MANGO и др., то они не боятся китайцев. Китайцам до них еще очень далеко. У солидных компаний есть свои хорошие коллекции, хороший дизайн. И они твердо стоят на рынке.

– С дизайном у нас проблемы. Особенно много нареканий от потребителей в адрес обуви.
– На Западе предприятие долго бы не протянуло, производя обувь, которая фактически не покупается. Наши предприятия в большей массе не хотят перестраиваться. Надеются на административный ресурс, снижение налогов, дотации… Можно, конечно, купить себе ботинки, ходить по даче. Но на улицу выйти уже как-то стыдно. Недавно, кстати, я сдал пару туфлей, купленную в Торговом доме на Немиге. Отклеилась подошва. Обувь российская. Да, встречается определенный процент брака. По словам товароведа, определенный процент обуви возвращается назад. Но самое главное, что обувь активно продается. Лично я купил ее благодаря дизайну.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ «БЕЛЛЕГПРОМА»

– Если вообще рассматривать проблемы легпрома, то они достаточно банальны. В советские времена Беларусь обслуживала где-то на 60% весь Советский Союз. Страна распалась, а легпром до сих пор полностью не перестроился к новым условиям жизни. А между тем на Западе успешно работают по другим правилам.

Есть КФУ (критические факторы успеха) – следование моде, хорошо поставленная дилерская сеть и стимуляция дилеров. Нужно осуществлять анализ рынка, проводить мониторинг потребительских вкусов, постоянно отслеживать спрос и производить продукцию, ориентируясь на спрос. Важной составляющей успеха является создание хорошей дилерской сети. Для этого должны активно работать отделы сбыта. Устанавливать контакты с различными организациями, торговыми точками, завмагами. Это серьезная работа, требующая много энергии, но мало кто хочет этим заниматься. Многие попросту не умеют. Наши отделы еще не перестроились с советских времен. На что жалуются? Всем звоним, никто не хочет брать нашу продукцию. Но ведь проблема не в том, чтобы предложить, а в том, чтобы уговорить. Западные представители обегают все магазины и, несмотря ни на что, умудряются-таки хорошо презентовать, показать свою продукцию с нужной стороны, и в конце концов уговорить. А если просто сидеть и ничего не делать… Хотя многих и не заставишь. Даже можно обучить, все равно ничего делать не будут.

Оставить комментарий