ДУХ ДЗЕРЖИНСКОГО

Редко телевидение балует нас хорошими документальными фильмами. Своими, родными, сделанными собственными руками. А если и радует, после их просмотра на душе становится как-то совсем не радостно. Теледокументалисты Беларуси очень озабочены вопросами распада СССР. То и дело вспоминают о «Советской Белоруссии» (фильм Игоря Рудометова), теплых временах «Советского Союза» (картина этого же режиссера).

Теледокументалисты с пеной у рта предвещают закат Европы, как это раньше делал Шпенглер. Время показало, что немецкий философ ошибался. Время показывает, что белорусские документалисты живут в своем параллельном мире.

НА ГРУДЕ КИРПИЧЕЙ

Ну, то, что при СССР жилось замечательно, а американцы – эксплуататоры и угнетали афроамериканцев, мы знаем еще из газеты «Правда». Правду ли говорила «Правда» – другой вопрос. О том же, что СССР развалился, учат в 10 классе средней школы. Знает об этом и весь мир. И даже белорусское телевидение, вроде бы, в курсе дела. Однако вопрос состоит в том, как относиться к этой проблеме. Союз распался – это факт. По логике вещей нужно идти дальше. Обустраиваться, заводить новые связи. Продолжать жить. Можно же поступить иначе, как учит зрителя белорусское телевидение. Схватиться за голову, сесть у телеэкрана и беспрерывно повторять: «СССР распался. СССР распался. А какие были времена! Какие были времена!». Так у хозяина, у которого разрушился дом, всегда остается выбор: строить новый или поселиться на груде кирпичей, живя воспоминаниями о прекрасном, но ныне разрушенном доме.

МУМИЯ ЛЕНИНА

Белорусские теледокументалисты не предлагают смотреть в будущее, учась на ошибках прошлого. Их цель – сделать из ошибок образ идиллии. Переместить телезрителя из настоящего в прошлое. Это напоминает то, как если бы вдова не стала предавать умершего мужа земле, а оставила его в своей квартире. Делилась с ним бедами, читала ему анекдоты и спрашивала ответы на кроссворд. Мумия Ленина лежит не только на Красной площади в Москве. Она давно гуляет по телеэфиру Беларуси, Казахстана, России.

УЛИЦА КАРЛА МАРКСА

Среди документальных фильмов на белорусском телевидении попадаются и другие примеры. Так, фильм Первого канала «Карл Маркс Штрассе» стал полифоническим эхом эпохи «железного занавеса». Зритель увидел живых свидетелей – жителей ФРГ и ГДР. Услышал их голоса. Узнал, что для них значило явление Берлинской стены. Авторы картины не навязывали свое мнение, а давали высказаться очевидцам, их внукам и детям. В итоге фильм дал телезрителю возможность самому для себя решить, что такое Берлинская стена. Что значит для человека быть свободным и независимым.

НЕВИДИМКИ

«Карл Маркс Штрассе» – редкий пример, когда белорусский документальный фильм можно назвать удавшимся, завершенным. Он не только констатирует, но и учит. В остальном же отечественные теледокументалисты показывают зрителю советский флаг, предлагая полюбоваться серпом и молотом. Так, 10 февраля зрители Первого канала увидят премьеру документально-хроникального цикла «Невидимый фронт», который создавался при содействии спецслужб двух соседок: Беларуси и России. Фильм повествует о работе тайных служб, начиная со времен царской России и заканчивая нашими днями. В нем используются архивные материалы спецслужб СССР. Тематически фильм делится на циклы: «революционный» (Азеф, Гапон, Савенков); «партизанский» (о партизанах двух Отечественных войн); «афганский» (о работе спецподразделений «Зенит» и «Гром» в Афганистане, свидетельства очевидцев, участников, командиров); «разведывательный» (операция советской разведки «Трест», экстрасенсы на службе ЦРУ, правительственной «вертушке» и проч.). Это истории о террористах XIX века, партизанах века двадцатого, тайных агентах и современных разведчиках. Пресс-служба Белтелерадиокомпании сообщает: «Все герои фильмов связаны невидимыми узами с государством и ведут невидимую борьбу на невидимом фронте».

ПЛЮС ИЛИ МИНУС

Идея фильма, безусловно, интересная. И можно не сомневаться, что «Невидимый фронт» зрители посмотрят. Одно настораживает: оценят ли теледокументалисты действия террористов царской России со знаком «плюс» или «минус»? В каком виде предстанут революционеры и партизаны Великой Отечественной? Сможет ли зритель строить собственные умозаключения, либо же его взгляд снова упрется в красное полотно советского флага? И хочется только надеяться, что фильма не коснется железное крыло духа Дзержинского.

Оставить комментарий