ХОЛОДНЫЙ БИЗНЕС-КЛИМАТ

Во вторник на Октябрьской площади бизнесмены и представители власти снова выясняли отношения, кто кому и чего должен. Правда, без лозунгов об отмене указа № 760, вопросов «Как жить дальше» и привлечения ОМОНа. Стороны договорились встретиться во Дворце Республики, чтобы по-новому завести старую пластинку об улучшении бизнес-климата в стране во время республиканской конференции.

Но попасть на дебаты сторон (правда, никаких дебатов в итоге не состоялось) оказалось так же сложно, как пройти на этой неделе польскую таможню, парализованную забастовкой ее работников. Очередь!
«Где Аль-Каида?» – иронизировали толпящиеся у входа во Дворец Республики, слегка возмущенные образовавшимся затором. Из-за приглашения на конференцию представителей иностранных посольств ввели дополнительные меры безопасности: проверку всех входящих. Вот только со скоростью досмотра чего-то напортачили.
Впрочем, это было временным неудобством. А вот проблемы бизнеса временными никак нельзя назвать.

ЕСЛИ БЫ НЕ БИЗНЕС, ТО…

Этот год для многих может стать последним. Крыса сильно вцепилась в предпринимательскую глотку. Сначала последствиями указа № 760, потом неразберихой вокруг перехода в ЧУП, и, наконец, сносом в этом году (в Минске) коммерческих киосков, расположенных на остановочных пунктах. И никто не дает никакой гарантии, что такую же «уборочную кампанию» не захотят устроить в Гомеле, Могилеве или еще где-нибудь. Архитектурный облик города важнее, чем стабильное рабочее место и зарплата ИП, и удовлетворение нужд потребителя. Где ж тут не поверишь, что целый пласт предпринимателей не пытаются отправить на покой?

Замминистра экономики Андрей Тур не скрывает, что Беларуси не нужны предприниматели, не желающие со временем укрупнить свой бизнес. Однако озвученные на конференции данные демонстрируют, что даже малыми силами наши предприниматели помогают государству экономить миллионы долларов.

Для примера. Если бы в Беларуси не было ИП, расходы государства на подготовку человеческого капитала – аналога МСБ и ИП – составили бы 1,5 млрд долларов. Если бы в руках малого и среднего бизнеса деньги и активы не составляли 7-8 млрд долларов, мы наблюдали бы гораздо более низкий экономический рост. При отсутствии представителей малого и среднего бизнеса домашние хозяйства переплачивали бы за товары и услуги порядка 700 млн долларов. Чтобы обеспечить занятость граждан Беларуси исходя из стоимости одного рабочего места, государству пришлось бы дополнительно потратить более 4,5 млрд долларов. Это потенциал, который отечественный бизнес уже создал.

МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ ЭКОНОМИИ

Вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны вроде никто не отрицает. «На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Малые и средние предприятия более мобильны и являются важным источником экономического роста страны», – оценил работу бизнеса депутат Палаты представителей Анатолий ПАВЛОВИЧ. Но хорошее должно быть еще лучше. А еще лучше – это создание малых предприятий. И никуда ИПэшникам от него не спрятаться, не скрыться. «В стране на 1 тысячу жителей чуть больше 3 малых предприятий. Для сравнения, в странах ЕС – 45, в США – 78, в России – около 6». Не устраивает депутата и показатель удельного веса малых предприятий в общем объеме ВВП – 8%. «Не хватает еще чего-то, чтобы выйти на более серьезные рубежи. Например, в США этот показатель равен 40-45%, в Японии – 55%».

Иного мнения придерживается экономист Елена РАКОВА: «Удельный вес малых предприятий в общем объеме ВВП – 8%... Глядя на эту цифру, правительство отмахивается. Мол, чего нам заниматься малым и средним бизнесом, если это всего 8%. Но на самом деле, мы считаем, что эта цифра занижена».

Вклад бизнеса в экономику, как вытекает из исследований деловой среды, занижает регуляторная среда, куда входит налоговое бремя, административные барьеры и т.д.
«Специфическая регуляторная среда вынуждает многие предприятия уходить в тень, использовать полулегальные схемы. По нашим исследованиям, около 30% предприятий заявляют, что они так или иначе заинтересованы в этом с целью минимизации налогов, издержек», – анализирует ситуацию Елена Ракова.

Вырисовывается интересная картина. Регуляторная среда – чиновничий продукт. Выходит, что власти сами подталкивают бизнес к нечестной игре, а потом его же в этом и обвиняют. Да еще и приговаривают, что, дескать, мало денег приносите. Хотя, как считает Елена Ракова, пополнить бюджет не так сложно. Достаточно упростить регуляторную среду. За счет этого государство сэкономит не один миллион долларов.

БЕЛОРУССКИЕ ИП НЕ ОДИНОКИ

Война ларькам на остановках объявлена не только в Минске. По информации «Е», сносят коммерческие киоски и в Барнауле. Там они тоже «искажают архитектурный облик города». Антисанитария вкупе с архитектурной неувязкой стали главными причинами сноса киосков в центре Бишкека. В Ухте, что в Республике Коми, также убеждены, что ларьки – прошлый век, а будущее – за крытыми торговыми павильонами. Правда, причина довольно экзотичная. По словам зампреда совета города Валерия ТОРЛОПОВА: «Ненормально, что люди должны покупать что-то через окошко с улицы. У нас все-таки зимой холодно!». А потому коммерческие «формы малой архитектуры», как именуются киоски в официальных документах, нужно упразднить. Впрочем, в большинстве случаев, за рубежом во многих столицах к коммерческим киоскам относятся весьма лояльно. Они имеются в Лондоне и Париже, Берлине и Амстердаме. В ряде городов, к примеру, в Стокгольме и Бонне, превалируют киоски общепита.

МНЕНИЕ

И.о председателя ОО «Белорусский союз предпринимателей» Александр КАЛИНИН о снижении налоговой нагрузки: – Бюджет состоит не только из налоговых доходов, но и неналоговой части. Неналоговые доходы – это доходы от использования государственной собственности. Совершенно непонятно, почему они в последнее время снижаются. В 2006 году неналоговые доходы составляли 2,74% ВВП, в 2007 – 2,51%, а на 2008-й запланировано 1,88%. То есть заранее планируется неэффективное использование государственной собственности. Почему работающие предприятия должны выплачивать пенсии всем пенсионерам? Пенсионеры заработали за свою жизнь какие-то деньги, которые были капитализированы в собственности, находящейся сейчас у государства. Почему не рассмотреть вопрос о том, чтобы часть доходов бюджета, которые направляются на пенсии, покрывать доходами от эффективного использования госсобственности? Отсюда выйдем на снижение налоговой нагрузки.

ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС БЕЛАРУСИ

52 тысячи малых частных предприятий.
213 тысяч ИП.
Они производят 12% ВВП страны, получают около $700 млн прибыли.
Розничный оборот в 2007 г. только ИП - $2,2 млрд.
Объем выпуска товаров и услуг в 2007 г. ~ $6 – 6,5млрд.
Частный сектор – это примерно один миллион человек, которые не сидят на шее у государства, а поддерживают его.

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ.
Место Беларуси в мировом рейтинге

№ Показатель Беларусь Россия Украина Польша
I Открытие бизнеса 119 50 109 129
II Получение лицензии 94 177 174 156
III Наем сотрудников 43 101 102 78
IV Регистрация прав собственности 94 45 138 81
V Получение кредита 115 84 68 68
VI Защита инвесторов 98 83 141 33
VII Уплата налогов 178 130 177 125
VIII Внешняя торговля 137 155 120 40
IX Исполнение контрактов 16 19 46 68
X Закрытие бизнеса 69 80 140 88

Оставить комментарий