НАДО БЫТЬ ПРОЩЕ

За последние три года в Беларуси было отменено 12 налоговых платежей в бюджет, еще 5 отменены с 1 января 2008 года. Однако по показателю индикатора «уплата налогов», согласно результатам исследования «Ведение бизнеса-2008», сделанного Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Беларусь занимает 178-е место из 178 стран. О том, какие изменения позволят снять майку аутсайдера и еще больше упростить налоговую систему, «ЭН» поинтересовались у председателя ОО «Белорусский союз предпринимателей» Александра КАЛИНИНА.

– В прошлом году активно обсуждалась тема увеличения НДС до 20-24%. Однако в итоге НДС сохранился на уровне 18%. Тема закрыта, или есть предпосылки, что в 2009 году ставка НДС будет увеличена?

– Дискуссия в прошлом году оказалась очень полезной. Дело в том, что действующая налоговая система маскирует реальную нагрузку за счет мелких налоговых платежей. НДС – это универсальный налог, на базу которого можно перенести любые другие налоги. А когда по расчетам потребовалось увеличить НДС до 24%, чтобы снять местные налоги, проявилась реальная налоговая нагрузка в стране. Так что в этом году обязательно будет продолжена работа по упрощению нагрузки и, возможно, ее снижению.

– Какие изменения вы намерены отстаивать?
– Выступим с предложением по отмене ряда льгот. Мы давно обращаем внимание на нелогичность льготы по НДС для студентов государственных вузов. Студенты частных вузов платят НДС, государственных – нет. И эта льгота обходится государству примерно в 40 млрд рублей в год. Свои расчеты мы представляли в Минфин, и они были признаны корректными. Данная льгота больше, чем цена вопроса по введению единой ставки подоходного налога. Есть ряд других наработок, которые сейчас обсчитываются. Надеюсь, удастся реализовать намерения по отмене налога на недвижимость. Необходимость такого изменения признается многими.

– И в чем необходимость?
– Налог на недвижимость рассматривается нами как налог на инвестированный капитал. И «благодаря» форме, в которой налог действует в нашей стране, создаются препятствия реальным иностранным инвестициям. Будет продолжена работа по местным налогам. В частности, это снижение и приведение к единой ставке налога с продаж. В нынешней форме против его снижения выступили местные органы власти. Но я думаю, здесь нужно навести порядок и в целом в перспективе налог отменить. Потому что в мировой практике налог с продаж не применяется вместе с НДС. Также намерены поработать над упрощением платежа с прибыли. Сейчас предприятие платит 24% с прибыли в республиканский бюджет и еще 3% в местный бюджет. Мы не видим в этом смысла. Это лишние расчеты, лишние платежки. Может быть, ставка налога на прибыль будет увеличена, но она должна идти одним платежом. Пусть государство потом само распределяет полученные суммы между бюджетами как заблагорассудится.

– Много шансов, что через год по результатам исследования деловой среды в Беларуси Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком мы поднимемся с последнего места среди 178 стран по показателю индикатора «уплата налогов»?
– Могу сказать, что мы будем прилагать усилия, чтобы с 2009 года налоговая система еще больше упростилась, а налоговая нагрузка сократилась. Обязательно продолжим дискуссию вокруг инновационных фондов. К сожалению, пока так и не удалось добиться отмены платежей в инновационный фонд Минторга. В правительстве давно говорят о необходимости еще больше оптимизировать расходы из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Расходная часть бюджета там и не обсуждается. Это вопрос депутатов. Тем не менее, сегодня можно собрать меньше, но использовать средства более эффективно.

– Кстати, депутаты хоть и озабочены снижением налоговой нагрузки, время от времени предлагают ввести новые налоги: на холостяков, на пользователей мобильной связью…
– В мировой практике есть налог на физическое лицо и подоходный налог на семью. Например, в США. Это, в принципе, можно обсуждать. Только нужно ли нам усложнять налоговую систему при взятом курсе на ее упрощение? Что касается налога на услуги мобильной связи, то здесь есть вполне нормальный повод для обсуждения. Услуги связи, в том числе и сотовой, для юрлиц облагаются НДС. Население от этой повинности освобождено. Хотя НДС – это налог на конечного пользователя. То есть налог для населения. В результате мы имеем совершенно нелогичную и непонятную льготу. Мы делали расчет. Бюджету это стоит больше 100 млрд рублей. Эту сумму можно обсуждать. Так что депутаты обоснованно поднимают вопросы.

В 2009-2010 годах из системы налоговых платежей могут исчезнуть отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, размер которых в настоящее время составляет 2% от выручки. Не исключена возможность снижения отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Оставить комментарий