ГОСТЬЯ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО БРЕСТА ИЩЕТ ВДОХНОВЕНИЯ В БЕЛОРУССКИХ ЛЕСАХ И ПОЛЯХ

Молодая французская художница Матильда Жиль из Бреста, где нет Брестской крепости. Нет там и настоящей деревенской бани, и самогонки бабы Нины. Правда, и эти белорусские достопримечательности не были основной целью визита Матильды в Беларусь. Она приехала, чтобы делать здесь свой дипломный проект, который называется «Выставка на вынос».

Своими фотоработами, снятыми в Беларуси, Литве, Польше и Франции, Матильда демонстрирует особый взгляд на культуру каждой из этих стран. Изюминка – посетители могут брать фотографии с собой.

По внешности Матильды можно смело предполагать, что она натура творческая. Бордовые гетры, черное широкое платье, из-под которого выглядывает оранжевая юбка, две косички, шуба, как у генерала из «Сибирского цирюльника». Она курит табак, который сама заворачивает в сигаретную бумагу. И уже привычно, по пять раз, крутит колесико самой дешевой зажигалки, которую можно купить у нас в каждом ларьке и которая редко используется по назначению с первого раза. Она отлично говорит по-русски, хотя живет в Минске всего месяц, а в прошлом году провела в незнакомой тогда стране 3 месяца.

– Как ты попала в Беларусь? Почему не выбрала для реализации проекта Англию, Италию или другие популярные страны Европы?
– Я исколесила всю «популярную» Европу, еще когда мне было 17 лет. И в один из таких туров по Германии, на маленькой автобусной станции, я купила карту Европы. Долго рассматривала ее и увидела, что в Беларуси тоже есть Брест, как и во Франции. Меня это поразило. Было столько совпадений, включая даже очертания одноименных областей на карте. В своих снах и фантазиях я представляла, как поеду во второй Брест, и делала все, чтобы осуществить эту мечту.

– У тебя не было знакомых в Беларуси?
– Я разослала по интернету письма, может ли меня кто-нибудь приютить в Бресте или Минске. Откликнулась девочка, на тот момент – студентка факультета искусствоведения ЕГУ. Летом 2005 года я приехала к ней. А сейчас она уже около полугода живет у меня в Бресте. Потому что поступила в школу искусств, где учусь я.

– Каким было первое знакомство с новой страной?
– Первый месяц я отказывалась пить водку, потому что знала – мне будет плохо. Как-то мы поехали к друзьям в деревню отмечать день рождения. И мне пришлось выпить, причем самогон, который делала соседка именинника – баба Нина. После выпитой бутылки я отправилась отблагодарить бабу Нину за вкусный самогон. А она сразу обняла меня – и мы подружились. Теперь я приезжаю к ней в гости, где всегда есть самогон и много жареной картошки. Помимо национальных развлечений, посещала курсы скульптуры в вашей Академии искусств.

– Насколько занятия искусством во Франции отличаются от белорусских?
– Здесь преподают так, как во Франции лет сто назад, наверное. Но я не говорю, что это плохо. Просто у нас, если ты хочешь изучать искусство, в курс не будут входить технические дисциплины. Если хочешь изучать что-то техническое – нужно идти на техническое.

– Об этой особенности говорят многие, и это очевидно – у нас просто классическая система получения высшего образования. А кроме лишних предметов, есть еще отличия?
– Отличие в самих подходах. Здесь у студентов мало заинтересованности, их нужно трясти, чтобы они что-нибудь начали говорить, даже о своем проекте. Плюс к этому у нас, когда ты приходишь с темой своего проекта, важны только твои собственные идеи, постановки вопросов и ответы, которые ты даешь. А в Беларуси студент может прийти со своими задумками, преподаватель же скажет: « Это хорошо, но я бы тебе посоветовал сдать так, так и так».

– И все-таки, прошлый визит в Беларусь чем запомнился?
– Моя январская «Выставка на вынос» и есть результат поездки. Причем она прошла не только в Беларуси, но и во Франции. Следующей ее встречает Словакия. Тогда из Минска я увезла огромный багаж – фотографии, портреты знакомых, записи голосов и твердое намерение вернуться.

«Выставка на вынос» представляет собой серию фотографий, сделанных во время трехмесячного путешествия по Беларуси, Польше и Литве. Каждый посетитель может забрать любое фото, но с условием: прислать по электронной почте свою реакцию. За время экспозиции разобрали около 100 фотографий. Матильда получила более 20 отзывов. Они лягут в основу нового проекта.

– Какова должна быть форма отзыва?
– Форма – абсолютно свободная, это может быть текст, звуковое послание, картина или фотография. Работу над этим проектом я начала с написания текста, в котором описала метод и цель. Цель была сделать не фотографический альбом, не фотоэкспозицию, но создать пространство для интерактивного обмена.

– Тебе не показалось, что в Беларуси многие не понимают современного искусства?
– Совсем не показалось. Может быть, мне попадались только люди, которые все прекрасно понимают. За годы практики я поняла, что современное искусство на самом деле не такое простое, каким его принято считать. И это абсолютно не верно, что в современном искусстве нет правил и полная свобода. Правила есть, свои, современные.

– Говорят, во Франции живут самые красивые женщины.
– (смеется) Везде есть красивые женщины. Что меня поразило в некоторых белорусских девушках, так это их манера носить обувь на высоких каблуках и надевать короткие юбки – так ходить по улице. Во Франции в таком наряде по улицам гуляют разве что проститутки. А так особой разницы между француженками и белорусками нет.

Искусствовед Елизавета Ми­хальчук, кстати, та самая подруга, которая в 2005 году приютила Матильду, называет «Выставку на вынос» попыткой наладить контакт со зрителем и заставить его реагировать. Поэтому, по ее мнению, как отдельные произведения фотографии не воспринимаются. Они производят впечатление как нечто среднее между документальным фото путешественника и как фотография, которую посылаешь друзьям в надежде получить ответ и какую-то реакцию, говорит Елизавета и добавляет, что представленные фотографии не являются произведением искусства в классическом понимании, которое априори существует само по себе.

2
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Алла

Мне кажется, это здорово поднимает гордость за страну в которой живешь. когда ты видиш таких людей, как эта девочка.
то что водка это национальная традиция - обидно

Tanya Collen

Ochen poznavatelno i bylo interesno chitat.
Spasibo.