ИМИДЖ СВЕТЛАНЫ КАТКОВОЙ

У каждого художника свой имидж в искусстве. У одних, например, это имидж вечного скандалиста. Другие приобрели известность своей непримиримой борьбой с устоями социалистического реализма, третьи – «фольклористы», четвертые – «политиканы». Имя Светланы КАТКОВОЙ у многих ассоциируется с художественной богемой.

Ее тончайшие по цвету, такие земные и одновременно космические натюрморты, композиции на восточные темы содержат в себе некую тайну искусства, загадочность, напоминают о том, что в мире существуют гармония и красота, высший смысл, ради которого все и создано на земле. Оригинальные колечки, сережки, подвески, браслеты, которые она носит на себе так артистично, превращают саму эту маленькую женщину в произведение искусства. Кроме того, образ художницы дополняет светлая и чистая аура, оставленная после себя в жизни и в искусстве ее отцом – известным живописцем и педагогом Сергеем Катковым, воспитавшим не одно поколение белорусских художников. ЖЕНЩИНА В ИСКУССТВЕ Светлана Каткова широкой публике известна больше как живописец. Хотя по образованию она – керамист. На отделение монументально-декоративного искусства Светлана Сергеевна поступать не собиралась. Но получилось так, что для минчан в начале 1960-х годов был ограничен прием на отделение живописи в театрально-художественном институте. Туда набирали молодежь из провинции, чтобы после окончания учебы направить на работу в глубинку. – Позднее я не стала жалеть, что овладела ремеслом керамиста, – говорит Светлана Сергеевна. – Наоборот, очень благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность постичь все разнообразие современных технологий. Уже во время учебы в институте она начала участвовать в выставках. А в середине 1970-х годов сделала вместе с Зоей Литвиновой две серьезные работы – роспись в кинотеатре «Вильнюс» и Дворце железнодорожников, позднее «расписала» рестораны «Планета» и «Зеленый луг» в Минске, здания общественно-культурного назначения в Слуцке и рабочем поселке Микашевичи. Эти работы и теперь, спустя три десятка лет, не стали символом ушедшей эпохи и главенствующих тогда идеологических канонов в искусстве. Да и вообще в творческом багаже Светланы Катковой нет того, за что сегодня могло бы быть стыдно. – Не секрет, что художники при советской власти были очень зависимыми людьми, – рассказывает Светлана Каткова. – Зависимыми от художественного комбината, от художественного совета, от выставочного комитета, от симпатий и антипатий тех или иных руководителей... Как и отец, я никогда не писала заказных портретов «вождей», была далека от политики. Старалась держаться сама по себе. Как раньше, так и теперь мой кумир в искусстве – Врубель. Женщине быть и утверждать себя в искусстве, как считает Светлана Каткова, куда более сложно, чем мужчине. Ей, например, не однажды пришлось встречаться с дискриминацией, с мужским шовинизмом. «Я – царь, и в любом случае лучше тебя» – заложен в голове мужчины код. И этот код, наверное, не дает ему адекватно воспринимать сделанное коллегой-женщиной. – Не менее важна способность сохранить себя, – считает Светлана Сергеевна, – ведь существует множество искушений, и легко можно растратить себя на многочисленные дружеские встречи, разговоры, застольные радости. А работа художника, по-моему, требует фанатизма, тут нельзя размениваться, расслабляться. Уже в годы своей молодости она продемонстрировала необычайно твердый характер и огромную трудоспособность. Когда у нее появилась дочь, Светлана Сергеевна брала девочку с собой в мастерскую. Позднее, когда ребенок подрос и у него стали заметны музыкальные способности, мама записала ее в школу, где учили музыке и хоровому пению. Школа была далеко от дома, поэтому приходилось тратить много времени, чтобы отвезти дочку с утра и забрать вечером. В то время Светлана Сергеевна много работала по ночам, потому что, во-первых, надо было зарабатывать на жизнь, а во-вторых, без искусства она просто не могла жить. И теперь, в немолодые уже свои годы, Светлана Каткова не забывает, что она художник: пишет в поездках, пишет дома. Мало кто может представить, сколько новых произведений создано ею только в последние два-три года – слава Богу, что, кроме мастерской в собственном доме, есть еще другие комнаты, где можно разместить картины. Их там, к слову сказать, скопилось великое множество. Не секрет, что коллекционеров и любителей искусства у нас очень мало, а государство приобретает произведения для музея крайне редко. ДОМ Женщин с психологией Светланы Катковой часто называют «эмансипэ». В наше время «эмансипэ» бывают разные. Например, такие, что сознательно отказываются иметь детей, чтобы не утруждать себя заботами и неудобствами. Некоторые дамочки на дух не переносят кухонную работу – будут есть бутерброды и суп-концентрат, чтобы только не испачкать руки и не испортить маникюр. Есть еще и такой вариант «эмансипэ», как «бездомок». Это женщина, проводящая все свое время на работе, в командировках, а в доме у нее, как в общежитии – диванчик, стол и телевизор. Светлана Каткова – совсем иной вариант, и поэтому ее очень условно можно назвать «эмансипэ» в чистом виде. Скорее, это какой-то удивительный симбиоз традиций и эмансипированности. Взять хотя бы дом, где она живет. В 1956 году его построил отец Светланы Сергеевны. Когда тот умер, она перебралась в родительский особняк и начала осуществлять в нем преобразования: расширила кухню, положила паркет, построила большую мастерскую, сделала на втором этаже веранду, сама начала оформлять интерьеры в комнатах. ...Когда я впервые зашла в гостиную Светланы Катковой, обомлела от неожиданности: столько здесь всего собрано вместе, и так оригинально, любовно, с большим художественным вкусом оформлено! Например, камин. По белой керамической плитке – цветное стекло. В дверях и на окнах витражи, сделанные хозяйкой, на старом пианино можно часами разглядывать стоящие там вазочки, статуэтки... А на полу – огромные старинные часы, подающие «голос» каждые полчаса. На деревянных полках – антикварная посуда, рюмочки разных фасонов и размеров, серебряные подносы, замысловатые чайники. На стенах же множество картин. Среди них можно узнать работы отца, самой Светланы, ее дочки, художницы Зои Луцевич, а также ее именитых друзей. Не дом, а целый музей, куда можно приходить, как на экскурсию. – Как и отец, я всегда мечтала о своем доме, который был бы уютен и просторен, – признается Светлана Сергеевна. – Помню, он говорил так: «Мой дом – моя крепость». И даже от телефона отказался, хотел иметь больше покоя и душевного равновесия. У меня, конечно, телефон есть. И я очень люблю в доме гостей. Светлана Каткова – художник по жизни, а не только по профессии. Все, к чему она прикасается, несет на себе знак ее личности, ее оригинального вкуса. Скажем, шкафы для одежды в комнатах выполнены мастерами по ее проекту – дверки в них задрапированы шелком с росписью. Большой овальный стол в гостиной, где могут разместиться при желании 20-25 человек, сделан из старого рояля. Старый комод, отданный ей знакомыми за ненадобностью, эта женщина превратила в мебель, которая достойна украшать самый изысканный дом. Единственное, чего не понимают и не одобряют соседи Светланы Сергеевны, так это того, что в огороде около дома художницы не выращивается фруктов и овощей – бурно произрастают только цветы в палисаднике. – Наверное, часто пишете эту красоту? – поинтересовалась у хозяйки. – Вовсе и нет, – услышала я неожиданный ответ. – Я с натуры почти никогда не писала. Мои композиции – это всегда фантазии, образы. А цветы я действительно очень люблю, как и отец. Он, бывало, идет с этюдов, а в руке несет букетик полевых цветов. В его душе всегда жило чувство прекрасного. Надеюсь, когда-нибудь мы сделаем выставку, где будут картины отца, мои, Зои, а также рисунки внука Яна-Винцента. Думаю, это может быть очень интересно. Надо сказать, что для Светланы Катковой было достаточно непривычно показывать свои работы в ресторане. Ведь выставки наших художников всегда носят более официальный характер и проходят в специально оборудованных выставочных залах, галереях. Но после того как она увидела стильный интерьер заведения, узнала, какая публика приглашена на открытие, согласилась на проведение своей выставки в стенах этого заведения. И была не разочарована. – Не очень-то много у наших художников возможностей показать свои достижения, – говорит Светлана Сергеевна, – Кроме того, выставка – очень затратное мероприятие. А рынок изобразительного искусства в Беларуси отсутствует. Проект «ИZЮМа» в этом смысле может быть весьма плодотворным. НАША СПРАВКА В ресторане «ИZЮМ» с успехом прошли выставки работ белорусских художников Владимира Цеслера и Зои Луцевич, а также эпатажного участника теледуэта «Саша и Сирожа» Алексея Хацкевича. Презентация каждой новой выставки проходит в форме своеобразных салонов, форумов для демонстрации достижений белорусских деятелей искусства. На вернисаже Светланы Катковой в арт-галерее «ИZЮМа» собралась столичная художественная элита, музыканты, актеры, бизнесмены. Гости ресторана увидели зажигательные испанские танцы от «Латинского квартала», услышали страстную испанскую музыку от группы «Кастаньеты», приняли участие в специальной лотерее с ценными призами.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Julia

У меня есть ее картина одна! Уже много лет....Очень её люблю.