НОВЫЙ ЭТАЛОН

В начале этой недели белорусы лишились льгот. К новому закону народ отнесся спокойно и даже с оттенком безразличия. Мы отправили нашего корреспондента узнать, как вели себя белорусы в первый день отмены льгот, в самый народный общественный транспорт – троллейбус.

ДАЙТЕ ДВА!

С утра в троллейбусе № 53 людно. Пенсионерки заняли сидячие места. Студенты и школьники едут стоя. По салону прохаживается кондуктор-контролер. Ничто не говорит о плохом настроении пассажиров. Заметно, что к новым правилам оплаты проезда белорусы отнеслись спокойно и даже с юмором. Среди пассажиров не возникает горячих споров, никто не протестует и не предлагает «линчевать» недруга кондуктора-контролера. Вот одна старушка называет себя «заслуженной пенсионеркой» и вспоминает, как в послевоенные годы многие люди остались без документов и боялись оказаться в социальной яме. Кондуктор-контролер в этот день настолько снисходительна, что берет у двух студентов старые использованные талоны, еще раз их компостирует и с улыбкой возвращает молодым людям. Вопреки предписаниям Минтранса, принимает два отживших свой век льготных билета как один полный. Заплатив за проезд 600 рублей, я выхожу на улице Некрасова.

«ПОТОМ ПРОБЬЕТЕ» Троллейбус № 34. Полупустой салон. Кондуктора-контролера нет. Еду «зайцем». На остановке около станции метро «Автозаводская» в салон вливается толпа. Вместе с ней появляются и обсуждения нового закона.
– Ой, я помню, тоже как-то цены повысили, – обращается женщина к подруге. – Так на первое время разрешили по старым талонам ездить.
– Лучше б я им триста руб­лей доплатила, – соглашается подруга. – А то что мне теперь с этими «льготными» делать?
Другие пассажиры делятся взглядами на последствия закона.
– Ничего не изменится, – обращается мужчина к женщине. – Просто больше людей будет ездить «зайцем». Раньше проездные покупали, а теперь «зайцем» будут.
На остановке около станции метро «Могилевская» в троллейбус вошли ревизоры, именуемые в народе «контролерами». Пассажиры зашуршали талончиками и проездными. Остановившись около меня, женщина в синем жилете попросила документ на проезд.
– А у вас можно купить? – поинтересовался я.
– Талончик можно купить у водителя, – спокойным голосом ответил ревизор.
Я полез за кошельком, но женщина в синем жилете меня остановила.
– Потом пробьете, – сказала она. – Купите в следующий раз.
Контролеры в этот день были необычайно благосклонны к «ушастым» пассажирам.
Самоуверенный взгляд

Минчане оказались готовы платить по полной. Пенсионеры, школьники, студенты мирно достают кошельки и выдают кондукторам кровные 600 рублей. Возможно, такое безразличное отношение белорусов к отмене льгот обусловлено анекдотичным «а можа так и трэба?». Возможно, многие верят в пользу таких преобразований. Возможно, за минской кольцевой другие настроения. Во всяком случае, не приходится ждать, что в один прекрасный день бывшие льготники променяют метро и автобус на велосипед и спортивную ходьбу.
Хотя идея неплохая – и дешевле, и здоровее!

ДЕНЬГИ НИКТО НЕ ВЕРНЕТ

Пассажиры в понедельник как никогда ранее дружно пробивали талончики. Усердно, добросовестно: сказали ж ведь – платите по полной и ездите с большим комфортом. Однако иногда система давала сбои. Так, оказавшись в троллейбусе №3, я стал свидетелем интересного явления. Проехав ровно одну остановку от исходного пункта, троллейбус сломался на пешеходном переходе. Водитель предупредил, что дальше троллейбус не поедет и попросил пассажиров освободить салон. Двери открылись. К водителю подошел мужчина. «А талончики кто оплатит?» – спросил он. Не получив ответа на вопрос, мужчина зашагал в сторону остановки. Остановился у газетного киоска и купил новый талон.

Кстати, покупал он этот талончик зря, нужно было пересаживаться в другой троллейбус и просто объяснить контролеру ситуацию. Денег вам не вернут, конечно, но и переплачивать не нужно.

Как следует поступать правильно в подобных случаях рассказал начальник управления организации перевозок КУП «Минсктранс» Сергей ЯСИНСКИЙ: «Процедура компенсации стоимости проезда в случае поломки транспортного средства проще проходит в пригородном и междугородном транспорте. В таких ситуациях водитель или вокзальное сооружение, которое реализовывало билет, погашают вам стоимость проезда. Но только ту часть, которую не проехал пассажир. Если вы проехали 100 км, а осталось 30, вам погасят стоимость именно 30 км. С городским транспортом дела обстоят сложнее. Очень трудно доказать, что вы ехали именно в том троллейбусе или автобусе, который сломался. И вообще эти отношения нигде законодательно не закреплены. Мы практически не сталкиваемся с просьбами населения возместить стоимость проезда, если городское транспортное средство сломалось. Это жизненная ситуация. И обычно она решается просто. Пассажир садится в идущий следом автобус или троллейбус этого же маршрута, и кондуктор не берет с него плату за проезд. Такие спорные вопросы практически не решаются. В жизни их трудно регламентировать. Деньги вам никто не вернет».

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о