СТРАСТИ-МОРДАСТИ

«Страсти по культуре» – культурологическое ток-шоу телеканала «ЛАД». Во всяком случае, именно так позиционирует передачу начальство канала в лице Сергея Кухто. Телезритель может довериться этому мнению. А может просто посмотреть выпуск программы и сделать свои выводы. Как ни крути, а культурологическое ток-шоу спортивно-развлекательного канала заслуживает отдельного внимания. Потому что такой птицы белорусское телевидение еще не видело.

РАЗГОВОРЫ НА КУХНЕ

Ведущий «Страстей по культуре» – Геннадий Давыдько. Фигура во многом культовая. Депутат, бывший руководитель театра имени Янки Купалы. К тому же снимается в кино, ведет кулинарное шоу на телевидении. А не так давно депутат Геннадий Давыдько даже попробовал себя в роли певца в рамках проекта «Две звезды». Таких людей обычно называют успешными. И, действительно, каким-то загадочным образом Геннадий Давыдько успевает «засветиться» везде. Возможно, благодаря этому редкому качеству ему и предложили стать ведущим культурологического ток-шоу «Страсти по культуре». «Мы, как обычно, будем говорить о культуре. В студии собрались очень культурные люди, – восклицает депутат-телеведущий в начале передачи, ставя ударение на слове «очень». – Кто знает, как они проявят себя в результате наших рассуждений?». Тема очередного выпуска «Страстей по культуре» звучит более чем туманно – «Актуально ли нам быть культурными»? Овдовевшая студия представлена пятью гостями и крошками зрителей численностью в десять человек. Разговор о культуре обещает быть скромным. Что-то вроде кухонной беседы, только для пущей убедительности не хватает стола и бутылки.

МАСЛО МАСЛЕНОЕ

В отличие от философских дискуссий на кухне, в студии телеканала «ЛАД» разворачивается иное действо. «А теперь давайте подумаем, что такое культура, – предлагает Геннадий Давыдько гостям студии. – Культура – это нечто хрупкое, нежное, что требует нашего бережливого отношения? А может быть, это что-то громадное, высокое, недостигаемое и какое-то даже пугающее? А вдруг это груз, который мешает продвижению по карьерной лестнице? А может быть, культура – это клад, который надо оберегать, передавать последующим поколениям? Что такое культура? Актуальна ли она сегодня? Может быть, актуальнее сегодня быть сильным, быть у власти, быть с деньгами? Именно об этом твердят многие книги, почти все телевидение. Зачем быть культурными?». Тирада риторических, априори бесплодных вопросов адресуется десятку зрителей – молодым людям, усевшимся на ступенях. Непонятно только, что они должны сказать в ответ. Заявить, что культурными быть неактуально? Но ведь молодые люди пришли в студию в брюках, а это уже свидетельствует о какой ни есть, но культуре. На загадочные вопросы ведущего молодые люди реагируют соответствующим образом. «Культура все-таки существует, – сообщает присутствующим парень из зрительского зала. – Единственный вопрос: какова эта культура? И можем ли мы назвать процессы, происходящие в нашей общественной и культурной жизни действительно культурой?». Изреченное масло масленое отсылает к беседе Берлиоза и Ивана Бездомного об исторической фигуре Христа. Хотя в случае с героями романа Булгакова, тема дискуссии в студии телеканала «ЛАД» зиждется на абсолютном пустословии.

ИНВАЛИДЫ И СКВЕРНОСЛОВИЕ

Так, к удивлению телезрителя, «Страсти по культуре» ему показывают сюжет о парикмахерских стран Запада, в которых работают люди с ограниченными физическими возможностями. Сюжет длится минуту, после чего Геннадий Давыдько произносит очередную тираду размытых сентенций. «Для чего это надо человеку, скажем так, здоровому? Человек, который имеет определенные ограничения в силу своего здоровья… А здоровый человек, когда ему помогает, это что надо? Почему он это делает? Он избавляется от собственных грехов? Или он демонстрирует свое превосходство? Он это делает достаточно искренне? Или это необходимость, условленная каким-то страхом перед будущим?». Участники беседы выступают со своим видением проблемы. Вот молодой человек объясняет, что в странах Запада к инвалидам выработано толерантное отношение. А девушка же считает, что помогать инвалидам в Беларуси немодно. Разговор постепенно перетекает в тему «общественного принуждения», необходимости прививания людям уважительного отношения к инвалидам. Но буквально через пять минут Геннадий Давыдько начинает обсуждать новую проблему – проблему сквернословия.

«КОГДА ТЫ ЕШЬ БОРЩ»

Центр тяжести сместился на употребление ненормативной лексики в повседневной жизни белоруса. Проблема, конечно, новая. Как и проблема алкоголизма, над которой спорят со дня сотворения мира. К новой теме гости студии привязали моду на гламур, тенденцию употребления ненормативной лексики в современной литературе. Разговор стал принимать форму глубокого мировоззренческого маразма. Гости студии принялись обсасывать проблемы столетней давности, о которых попросту стыдно серьезно рассуждать даже на кухне в обществе зрелых людей. «Слово – вещь материальная, – возмущался гость культурологического ток-шоу. – Поэтому, когда ты произносишь бранное слово, частица этой материи грязной остается у тебя во рту. И потом, когда ты ешь борщ, ты это все проглатываешь в себя, и оно остается у тебя в организме».

ПО РЕКЕ ПЛЫВЕТ ТОПОР

На этой тематической стадии дискуссия застопорилась. «Не стыдно ходить полуголыми по улице», – голосом школьного наставника по воспитательной работе причитала доцент Белорусского института культуры и искусств. «Но ведь аборигены ходят голыми», – возражал женщине будущий культуролог. «Но мы не аборигены», – восклицала доцент. «Да, и мы разрушаем Землю намного страшнее, чем аборигены», – не отступал молодой человек. А тема передачи по-прежнему звучала – «Актуально ли нам быть культурными»? А по реке белорусского телевидения продолжал плыть топор, деревянный, как кирпич.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о