БЕЛОРУССКОЕ КИНО НЕ ДЛЯ «ЛІСТАПАДЗІКА»?

В последнее время много говорят о возрождении белорусского кино, но почему-то все ограничивается только «серьезными» фильмами. О том, что дети нуждаются в своем кинематографе не меньше, чем взрослые, как-то все забыли. Это показал последний столичный фестиваль детского кино «Лістападзік».

За последние несколько лет я могу вспомнить из детских фильмов только «Маленькие беглецы» Ренаты Грицковой и Бориса Берзнера и «Бальное платье» Маргариты Касымовой. А сейчас мало того, что не было ни одного белорусского художественного фильма, так еще из сорока двух мультфильмов аниматоры «Беларусьфильма», если сравнить с тем количеством анимации, которое создается в России, представили только два: «Золотые Подковы» Ирины Кодюковой и «Приключения реактивного поросенка» Александра Ленкина, последний проходит вне конкурса. Самым большим разочарованием для детей было то, что они не увидят новый белорусский детский фильм «Новогодние приключения в июле». С просьбой разъяснить ситуацию с детским кинематографом и мультипликацией «Экспресс НОВОСТИ» обратились к мультипликатору и режиссеру «Новогодних приключений…» Елене ТУРОВОЙ.

КИНО БУДЕТ

– На этом «Лiстападзiке» для наших детей было огромным разочарованием то, что они не увидят на конкурсном показе «Новогодние приключения в июле». Елена, на каком этапе работы над фильмом вы сейчас находитесь и почему так долго не можете его выпустить?
– Во-первых, я рада, что у нас дети очень «продвинутые». Приятно, что они в курсе того, что фильм делается. Раз дети разочаровались, значит, они все-таки ждали и ждут этого фильма.
Во-вторых, я думала, что дети более «продвинуты» в плане кинопроизводства. Если посмотреть, сколько времени уходит у богатейших кинокомпаний на производство подобных картин, то минимальный срок производства – три года. Фильм «Артур и минипуты» создавался пять лет. Я считаю, что наш фильм, при учете более чем скромного бюджета, создается сверхскоростными темпами: с компьютерной графикой, с анимацией, со съемками актерских сцен. Поскольку мы имеем дело еще и с разными бюрократическими проволочками, у нас были задержки в производстве, но не настолько, чтобы весь процесс остановился надолго. В любом случае мы не планировали выход фильма к этому фестивалю детского кино, но я надеюсь, что к следующему «Лістападзіку» дети все же его увидят.

– На этом «Лiстападзiке» был представлен новый фильм Леонида Нечаева «Дюймовочка». Дети были от него в восторге. Я знаю, что и ваш фильм будет музыкальным. Вы могли бы сравнить свою картину и фильм Нечаева?
– Музыку трудно сравнивать. Есть музыка хорошая, есть плохая. У нас хорошая музыка. Есть определенные жанры. У нас она более современная, близкая к той, которой сейчас увлечены наши дети. Мне кажется, что композитор, с которым я сотрудничаю достаточно долгое время, Олег Елисеенков, справляется со своей задачей: большинство музыкальных тем уже написаны.

ДЕТСКОЕ КИНО И ВЫГОДА

– Почему наша киностудия по производству детских фильмов отстает, например, от России?
– Я считаю, что детский кинематограф должен быть семейным, и я сама хочу сделать свой фильм таким. Может, я недоигравший в детстве ребенок, но все же с удовольствием смотрела и «Снежную королеву», и «Звездную пыль». Я люблю этот жанр и думаю, что таких, как я, взрослых людей достаточно много. У нас, наверное, проблема в том, что детское кино невыгодно реализовывать. Если, например, показывать детское кино по телеканалу, то в это время нельзя давать рекламу. Наверное, это одна из причин, почему процент запуска детских кинопроектов у нас меньше.

– В этом году на фестивале Беларусь представила только два мультипликационных фильма, неужели у нас так сложно создать анимацию?
– На самом деле мультстудия выпускает меньше работ, чем раньше. Работа над анимацией требует больших вложений средств и времени, а материальной и творческой базы как таковой фактически нет.

– А почему нельзя вместо нескольких мультфильмов выпустить более значительный проект?
– Для того чтобы попытаться сделать какой-нибудь значительный проект, нужны профессиональные мультипликаторы, которые могут решать какие-то актерские задачи для персонажей. Большой проект обязательно должен окупить вложенный в него труд. Профессиональные мультипликаторы сейчас заняты в коммерческих студиях, они создают рекламные ролики, а начинающих аниматоров учить на большом проекте просто опасно. Профессионализм приходит постепенно с практикой, но как только аниматор может что-то делать, его забирают в Россию или «дальше»…

– На этом фестивале «Лiстападзiк», кроме трех игровых фильмов и традиционного киножурнала «Ералаш», Россия представила и полнометражный мультфильм…
– И хорошо, меня это очень радует, возможно, такая тенденция скоро возникнет и у нас. Ведь на киностудии «Беларусьфильм» все же снималось много хороших фильмов, на которых выросло не одно поколение. Можно привести длинный перечень: «Буратино», «Кортик», «Бронзовая птица», «Город мастеров»… Долгая жизнь детского кино возможна только тогда, когда ребенок хочет этот фильм посмотреть еще раз, приобрести его для своей фильмотеки, поделиться своими впечатлениями с друзьями – вот в чем должна быть выгода наших кинопроизводителей. Когда ребенок посмотрел фильм, ушел из кинотеатра и забыл – это плохо.

Оставить комментарий