ФИЛЬМ О «ТУТЭЙШЫХ» ЯНКИ КУПАЛЫ СНЯЛИ ЗА ВОСЕМЬ ДНЕЙ


Культура | 30/11/2007 | Андрей НОВИКОВ
ФИЛЬМ  О «ТУТЭЙШЫХ» ЯНКИ КУПАЛЫ СНЯЛИ ЗА ВОСЕМЬ ДНЕЙ (фото)

Юбилейный год Янки Купалы в одноименном театре отметили грандиозной премьерой «Сны аб Беларусі». Но не только наши культурные деятели помнят о символах белорусской литературы и нации: совсем недавно в Белостоке были завершены съемки фильма самого спорного и противоречивого творения белорусского песняра мужицкой доли. Своими мыслями об актуальности и правдивости «Тутэйшых» Янки Купалы поделился создатель фильма, культовый и одиозный белорусский режиссер «Вольнай сцэны» Валерий МАЗЫНСКИЙ.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ОТРЕЗКИ

– Валерий Евгеньевич, почему вы взялись за съемки «Тутэйшых»? Что такого, по-вашему, может сказать Купала сейчас, чего недоговаривают наши современные писатели?

– Тема «тутэйшасці» еще долго нас не отпустит. За один день ментальность людей изменить нельзя. В нашем случае это отсутствие солидарности, отсутствие осознания себя как личности и отсутствие стремления к гражданственности. Даже в девяностых годах сам факт постановки этой пьесы был событием и поступком, достойным уважения. Сейчас тем более пьеса Купалы актуальна по нашему внутреннему ощущению нас самих и нашей культуры. Мы продолжаем жить в своей «тутэйшасці», критикуем самих себя и все вокруг, и в то же время большинство из нас просто приспосабливается к условиям жизни. Возможно, если бы, начиная с тридцатых годов и заканчивая военными кровавыми расправами, не вырезали нашу элиту, пьеса Купалы так и осталась бы в том времени, с ее публицистическим однодневным запалом, но теперь она обрела сакральный смысл для наших творцов, не дает покоя и причиняет по-настоящему нестерпимую боль.

– Белорусская публика знакома с «Тутэйшымi» по немногим театральным постановкам. Какое-то время эта пьеса была включена в школьную программу. Скажите, что вы для себя решили, как нужно показать персонажей? Использовали вы театральную стилистику или все же решили снять настоящее кино?

– Я ни в коем случае не стремлюсь использовать то, что было кем-то найдено и раскрыто на сцене, это было бы уже не моим творением. Думаю, что такой подход только мешает. Я видел вариант «Тутэйшых» Валерия Маслюка в Могилевском театре. В Купаловском театре был спектакль Пинигина. Есть и фильм, который снимал Пономарев, но его картина так и не увидела свет. Безусловно, театральная традиция «тутэйшых» уже сформировалась, и, несмотря ни на что, она будет жить, но театр – это не кино.

И все же я снимал кино не по мотивам Купалы, я снимал самого Купалу. Конечно, что-то все равно требует переосмысления. Я не могу согласиться с тем Здольником, который написан или даже недописан у Янки Купалы. Для меня он не то чтобы положительный герой, но человек, который по-интеллигентски болезненно ощущает себя в окружении тотального приспособленчества. Быть может, это и был сам Купала, который не знал, что можно сделать, «каб людзьмі звацца». Хотя он все время и подчеркивал свое «мужыцкае» происхождение, но тем не менее ненавидел эту примитивность, эту «прасцяцкасць». Мне кажется, что мы стоим сейчас на том же отрезке времени, что и Купала. И мы вынуждены начинать с того же, с чего начинал Купала в 20-е годы.

Я не знаю, как все получится после монтажа, потому что фильм был снят в космически короткие сроки: за восемь дней.

ДЕНЬГИ ПОЛЬСКИЕ – АКТЕРЫ СВОИ

– Если не секрет, какими средствами вы располагали для создания фильма?

– Это малобюджетный фильм. Может быть, в нем и проскользнет театральная специфика и будет много вопросов со стороны исторической достоверности, реквизита. Единственное, на что я надеюсь, – если фильм состоится, «Белсат» будет заинтересован в заказе следующих кинопроектов. Уверен, что такое сотрудничество даст нашим актерам дополнительные возможности, которых они, может быть, лишены у нас в Беларуси.

– Как вы подбирали актерский состав?

– Для меня было принципиальным то, что все роли будут исполнять белорусские актеры. Я рад, что Анатолий Кот, который стал уже московским актером, все же смог найти время для съемок, да и наши актеры не всегда могут найти «окно» в своем рабочем графике из-за антрепризных и рекламных проектов. Некоторые роли в фильме сыграли и польские актеры.

С польской стороны люди тоже были привязаны к какой-то работе, и они брали отпуск, чтобы принять участие в создании фильма. Это были и техники, и операторы, которые работали в высшей степени мобильно и профессионально. Я считаю, что мне повезло с этими людьми.

Комментарии к статье

Copyright © 2004-2014 Экспресс НОВОСТИ

Реклама