ЖЕСТКО И СПРАВЕДЛИВО

Новый закон о рекламе вступает в силу 22 ноября 2007 года. Что изменится в белорусской рекламе, какие новшества ждут белорусского потребителя? На вопросы «Экспресс Новостей» отвечает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина БАРЫШНИКОВА.

– Если с 22 ноября реклама вас обманула…
– То все деньги, полученные от продажи прорекламированной продукции и услуг, могут быть обращены в доход государства. В законе четко говорится, что является недобросовестной, ненадлежащей рекламой, также определены полномочия органов власти. В новом документе установлены единые правила игры для всех и, конечно, ответственность за их нарушение. Местные исполнительные органы будут выносить предписания по ненадлежащей рекламе, составлять протоколы. Но признать недобросовестной рекламу может только Министерство торговли.

Этот нормативный акт мо­жно справедливо назвать долгожданным и необходимым. Суть вопроса в том, что в области защиты потребителей в сфере рекламной деятельности в последнее время существовал законодательный пробел. Юридическое лицо было трудно привлечь к материальной ответственности за нарушения рекламного законодательства, так как после расформирования Министерства по антимонопольной политике было непонятно, какому ведомству перешла его функция по наложению штрафов. Для применения экономических санк­ций к нарушителям закона иногда не хватало правовых оснований.

– Кто сегодня отслеживает рекламу?
– Длительность рекламы, ее объемы размещения в СМИ – протекция Министерства информации. Управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга регулярно организует рейды–проверки. За определенный отрезок времени они запрашивают всю необходимую информацию по интересующим их СМИ. Потом делают выводы. Разные. Так что для осуществления контроля не обязательно сутками напролет следить за телеканалами.

– Многие рекламодатели признают этот вступающий в силу закон одним из самых требовательных, и даже жест­ких в Восточной Европе. Чего ожидать всем участникам этого рынка?
– Закон в отдельных положениях предъявляет более жесткие, но не завышенные требования к СМИ, рекламодателям, рекламным агентствам. Но так необходимо было сделать, так как после принятия последних нормативных актов в этой сфере саморегулирование рынка не произошло. Были приняты меры, чтобы в первую очередь «заострить» его.

– В разумных ли пределах штрафы за нарушения нового закона?
– Я считаю, что вполне. Каждый рекламопроизводитель, рекламодатель или распространитель рекламы, не чтя этот закон, как и другой, должен помнить, что рано или поздно он будет наказан. В зависимости от тяжести содеянного. А для этого надо заглянуть в новый Кодекс административных правонарушений. Штрафы немалые.

И в качестве примера Ирина Николаевна привела эпизод, когда по телевидению и на бигбордах без ограничений шла реклама зеленого чудовища Халка, которая многим потребителям представлялась агрессивной. Здесь пришлось прибегать к экспертизе, обращаться за консультацией к психологам из БГУ и педуниверситета, не делая своих однозначных выводов «нравится – не нравится». Два авторитетных заключения доказывали, что застывшая маска этого монстра может вызывать агрессию. Согласно общепринятым нормам морали и нравственности и законодательству реклама не должна побуждать к противоправным деяниям и жесткости. Действительно, то, что промелькнуло на экране и долго висит на бигбордах, воспринимается по–разному. Наружная реклама социально более ответственна.

Исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций ИГОРЬ САМКИН:

Первый закон о рекламе 1997 года, когда еще не было никаких рекламных норм, был для нас шоком. В нынешнем нет ничего такого, на что можно было бы обижаться всем. Сейчас это единый свод правил, который грамотно объединил всю нормативную документацию последнего десятилетия.

По мнению депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь АННЫ БУРОВОЙ, должен быть создан какой–то надведомственный орган, который контролировал бы соблюдение всех норм. Одному Минторгу будет трудновато все контролировать, замерять звук, выписывать предписания. (Еще один контролирующий орган со своими полномочиями, штатами, финансами? – прим. автора).

ОТ РЕДАКЦИИ

В заключении хочется сказать и еще раз напомнить, наверное, о главном и центральном персонаже – о потребителе, на защиту которого и направлен закон. Но он же и сам нередко является бдительным контролером на рекламном рынке.

Ведь в новой редакции закона для него прописаны очень хорошие нормы. Как подытожила наш разговор Ирина Барышникова, забота прежде всего о нем. Так, длительность телевизионной рекламной паузы не должна превышать 4 минут, а все время этих пауз в прайм–тайм составлять не более 18 минут в течение часа. Звук рекламы – не выше звука основной передачи. И если все это будет донесено до граждан через СМИ, помощь от всех будет ощутимой, а уровень потребительской бдительности не хуже чем у контролеров. Но это не его долг или обязанность, это скорее зов души. В одно общество защиты потребителей звонил простой электрик, который говорил, что реклама кабелей одного производителя недобросовестная, они быстро выходят из строя, что очень опасно. Проверили через экспертизу – потребитель оказался прав. Прекрасно, что бдительность наших простых потребителей достойна уважения. Так почему закон не должен достойно их защищать?

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о