ЛИЦО БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВЛИ

Говоря о нашей экономической модели, большинство экспертов дружно соглашается с тем, что самая перспективная ее составляющая - это, безусловно, внешняя торговля. Только в минувшем году объем внешней торговли товарами и услугами составил 23,94 млрд долларов (т.е. 137% от ВВП). Внешняя торговля и внешнеэкономические операции составили 15,7% (или 957,2 млн рублей) доходов республиканского бюджета. Показатели, в принципе, обнадеживающие, но насколько возможно их дальнейшее увеличение или хотя бы стабилизация, зависит от многих факторов. Охарактеризовать важнейшие составляющие экспортно-импортных потоков Беларуси мы попросили экономиста, руководителя Научно-исследовательского центра МИЗЕСА Ярослава РОМАНЧУКА.

- Ни для кого не секрет, что для того чтобы заработать, необходимо просто эффективно торговать с внешним миром. Каковы основные направления нашей экспортной политики, и насколько учитывается при ее формировании конъюнктура региональных рынков?

- Ситуация складывается таким образом, что 22,6% всего белорусского экспорта товаров в 2003 году заняли минеральные продукты. Стоимостной объем экспорта нефтепродуктов увеличился на 66,6%, составив 2.252 млн долларов. Когда почти четверть экспорта страны зависит от положения на рынке одного товара, то конъюнктурные колебания на него грозят серьезными последствиями. В 2003 году цены на нефтепродукты выросли на 23,8%, на нефть и газовый конденсат – на 15,3%. Падение цен на нефть, которое предрекают эксперты, непременно отразится на экспортных и импортных потоках Беларуси.

Так что Беларусь в полной мере использовала благоприятную ценовую конъюнктуру на нефтепродукты. 45,6% всего физического экспорта нефтепродуктов пришлось на Великобританию, которая из-за этого стала одним из ведущих торговых партнеров нашей страны. Таким образом, Беларуси удалось интенсивно развивать торговые связи со странами-членами ЕС. Правда, чисто белорусским данное достижение назвать трудно, потому что нефть, перерабатываемая на белорусских предприятиях, принадлежит российским компаниям. Они и контролируют свои экспортные рынки.

- Уже не раз говорилось об успехах машиностроительной отрасли, белорусских химиков. Насколько оправданы наши надежды на них?

- Да, вторым и третьим по значимости экспортным товаром Беларуси остаются машины, оборудование и транспортные средства. В 2003 году экспорт машин и оборудования увеличился на 30,3%, транспортных средств на 15,8%. Однако ценовая динамика при этом была неустойчивая. При новых ценах на газ и электроэнергию в 2004 году продавать трактора станет еще сложнее. Все наше машиностроение столкнется с серьезными проблемами сбыта. К тому же, новые цены на энергоресурсы также снизят конкурентоспособность белорусских производителей. А производить станки последних поколений в Беларуси пока не научились. Нельзя назвать устойчивыми цены на рынке холодильников, телевизоров и мониторов. За 2003 год холодильники подорожали на 20,1%. Их было продано за рубеж 790.213 штук (на 9,6% больше, чем год назад), а денег было выручено на 34% больше. Едва ли при сильно конкурентном рынке холодильников такая динамика сохранится в 2004 году. Экспортные белорусские телевизоры подешевели на 12,6%. Конкуренция на данном сегменте рынка становится очень интенсивной, поэтому любое повышение затрат грозит вытеснением белорусских производителей с традиционных рынков, вернее рынка, потому что более 98% всех телевизоров экспортируется в Россию.

В прошлом году порадовала нас также белорусская химия. Данная отрасль увеличила экспорт на 17,4%, достигнув показателя $998,2 млн. Наши химические заводы скорее воспользовались более высокими ценами, чем увеличили экспорт за счет модернизации и реструктуризации своих предприятий. Однако белорусские производители не являются монополистами на региональном рынке, поэтому надеяться на то, что они смогут постоянно переносить ценовую нагрузку на потребителей, нельзя.

- Что можно сказать про развитие экспорта в легкой и пищевой промышленностях?

- Следует отметить, что при всех перипетиях легкой промышленности и «Беллегпрома» данный сектор сумел увеличить экспорт на 14%. При этом, его доля в общей структуре экспорта уменьшилась с 9,4% в 2002 г. до 8,9% в 2003 г. Благодаря интенсивной помощи государства экспорт товаров легкой промышленности еще как-то держится на плаву, но при жесткой конкуренции и неизменно высокой налоговой нагрузке белорусских «легковиков» ждет незавидная судьба даже на традиционных рынках. В 2003 году цены на обувь упали на 6,2%. Традиционная одежда и ткани также дешевеют. Если учесть, что Россия покупает 81,6% нашего экспорта, то становится очевидным выгодность создания зоны свободной торговли с ней, а не ужесточение протекционистских мер.

Только 3,9% от общего объема экспорта имеют производители пищевых продуктов. Опять же, доминация России здесь подавляет. Она покупает практически все наше экспортное мясо (99,8% экспорта), молоко (98,8%) и 100% белого сахара. Если учесть, что переработка в России стремительно развивается и модернизируется, то белорусские пищевики будут постепенно вытесняться с российского рынка. Если же правительство РФ на несговорчивость белорусского правительства ответит торговым протекционизмом, то мы можем остаться единственными потребителями своего мяса и молока.

- Вполне очевидно, что такое благоприятное стечение обстоятельств может закончиться уже в текущем году. Повторить успех экстенсивного экспортного роста не так и легко. Можно ли сказать то же самое про импорт, который все равно и в прошлом году рос гораздо быстрее экспорта?

- Взрывной рост импорта, который произошел в 2003 году, не могли предвидеть ни правительство, ни эксперты. Вместо запланированного в начале года увеличения до 6,9% импорт вырос на 26,5%, впервые в истории Беларуси превысив 10 млрд долларов и достиг 11.505 млн долларов. Но растущий дефицит торговли, явно выраженная моновекторность в импорте, явные предпочтения белорусских потребителей покупать небелорусское вызывают справедливую озабоченность. Так, в прошлом году возросла доля машин и оборудования в общей структуре импорта до 16,8%. При этом отрицательное сальдо по данной товарной позиции увеличилось до 772 млн долларов. А это уже говорит о том, что Беларусь не в состоянии самостоятельно модернизировать свои основные фонды. Чем выше будут торговые барьеры, тем дороже будет обходиться предприятиям рост конкурентоспособности. Вся белорусская хваленая наука вкупе с государственной промышленностью не может справиться с растущим спросом на региональных рынках.

На 44,5% увеличился стоимостной импорт металлов и изделий из них, составив 1.371 млн долларов. Не помог даже тот факт, что белорусские черные металлы на экспорт подорожали на 40,3%, а импортные - всего на 17,2%. Главным импортером черных металлов остается Россия. На ее долю приходится 89,1% всего импорта данного товара, причем физический объем импорта вырос на 30,5%, а белорусский экспорт упал на 2,7%. Опять же российские металлурги, имея более дешевый газ и электроэнергию, более низкие налоги и сильную мотивацию хозяев, заметно обыгрывают белорусских коллег.

Зато в отличие от металлов и машин, белорусская химическая промышленность пока сохраняет стабильное положение.

- Беларусь принято считать аграрной страной. Как же тогда объяснить тот факт, что в минувшем году в очередной раз возрос объем импорта готовой пищевой продукции?

- Это достаточно яркий индикатор несостоятельности проводимой правительством сельскохозяйственной политики и переработки. В прошлом году объем импорта готовой пищевой продукции составил рекордную величину 736,8 млн долларов. Отметим, что в 2002 году данный показатель составлял 336,5 млн долларов, в 2001 году – 308,8 млн долларов. И это при том, что сельскохозяйственный протекционизм в Беларуси с каждым годом набирает обороты, а ежегодные дотации в развитие сельского хозяйства по всем статьям составляют около 700 млн долларов.

- Какой же самый главный вывод можно сделать из анализа показателей внешней политики Беларуси за прошлый год?

- В целом, именно за счет внешней торговли белорусским предприятиям удалось удержаться на плаву. Белорусским производителям однозначно везло. Однако следует учесть, что и цены внешних рынков, и спрос на российском рынке с сопутствующими ему либеральными отношениями, низкие цены на энергоресурсы – все это непостоянные условия. Если же ЕС введет санкции в отношении удобрений, металлов, товаров легкой промышленности и химии, а Россия займется проведением структурных реформ, то условия работы для белорусских производителей и экспортеров значительно ухудшатся. Кроме того, уже в самом ближайшем будущем без новых технологий, широкого ассортимента качественных товаров и таких же торговых марок нам даже на российском рынке будет сложно удержаться на плаву.

Оставить комментарий