ТЕАТР ПО ОБМЕНУ

Пока талантливые белорусские режиссеры-постановщики прокладывают себе дорожки в драматические театры России и прочие страны ближнего зарубежья, театральный Минск живет своей самостоятельной жизнью, уделяя внимание возможности внести в этот процесс приятное разнообразие. Это могут быть фестивали, арт-проекты или любые интересные идеи, способные доставить удовольствие зрителю. Прошлая неделя стала благодатной для аудитории от мала до велика.

Театральные площадки для всех возрастов принимали гостей из разных стран – актеры России, Украины, Литвы, Германии, Швеции, Казахстана, Эстонии и Польши представляли свои спектакли минчанам. Событием для взрослой аудитории стал III Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», стартовавший 26 октября спектаклем «Сны о Беларуси». Программа включает в себя 17 спектаклей, в том числе по произведениям Алексея Дударева, Владимира Короткевича, Аркадия Хайта, Михаила Булгакова, Николая Гоголя и прочих авторов. Зрители также имели возможность посмотреть проект «ON-LINE» – театральные импровизации, исполненные международной творческой группой, которые были основаны на мотивах, подсказанных самими зрителями.

ТВОРЧЕСКИЙ БАРТЕР

Помимо того, что фестиваль дает белорусской аудитории незаменимую возможность познакомиться с театральной культурой разных стран, артистам – обменяться опытом, а режиссерам – почерпнуть новые идеи, в рамках мероприятия происходят фактически исторические события. При поддержке Постоянного Комитета Союзного государства в Минске состоялись гастроли Московского художественного театра имени А.П.Чехова и Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача в рамках культурного обмена между Россией и Беларусью. Помимо того, что сама идея культурного бартера приятна и любопытна, эта манипуляция содержит в себе исторический факт – в прошлый раз гастроли МХТ проходили в Беларуси 20 лет назад.

Много воды утекло за два десятка лет, много преобразований случилось за это время в театральных кулисах, сколько вешалок ушло в утиль, но радует то, что всегда остается неизменным, – культура посещения театра. И сейчас, глядя на зрителя, пришедшего смотреть «Последнюю жертву» по пьесе Александра Островского, замечаешь, как человек готовится к этому событию. Один вечер, как маленькая жизнь в вечернем туалете (сейчас, правда, вечерние туалеты шьются даже для йоркширских терьеров) со строгой прической и статным кавалером. Эта сказка для взрослых увлекает больше, чем действие на сцене, несмотря на то, что декорации и костюмы «Последней жертвы» совершенно прекрасны.

На первый план, несмотря на истинную значимость ролей, автоматически выходят супруги – Олег Табаков и Марина Зудина, которые медленно и не особенно разнообразно гнут сюжетную линию. Яркие всплески происходят время от времени среди эпизодических персонажей, но довольно скоро исчезают. И глядя на сцену, понимаешь, что смотришь театральное представление, и думаешь о том, насколько хороша сценография. А то самое ощущение, когда зритель отождествляет себя с одним из героев, видимо, утратилось где-то среди бутафорских снежных хлопьев. И не замечаешь метаний героя, и не видишь тоски героини, а когда оборачиваешься в зрительный зал, понимаешь, что людям приятно одно то, что перед ними тот самый Олег Табаков, и это уже вроде бы немало.

Следующий день был знаменателен тем, что лауреат Государственной премии СССР и РФ Олег Павлович Табаков посетил Белорусскую государственную академию искусств с мастер-классом, в рамках которого ответил на вопросы, интересующие студентов творческого вуза. В тот же вечер на сцене Национального Академического театра имени Янки Купалы прошел показ спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова с участием Константина Хабенского (актер в связи с этим был специально выписан из самого Петербурга) и Михаила Пореченкова. Это событие произвело на публику сильное впечатление и вызвало много одобрительных отзывов.

ПОДРАСТАЮЩИМ ТЕАТРАЛАМ

Пока совершеннолетние театралы увлечены актерами театра и кино России, их младшие сородичи получили возможность увидеть программу Киевского академического театра юного зрителя на Липках, приехавшего на неделю в Минск, чтобы выступить на сцене Белорусского республиканского театра юного зрителя по обмену с белорусской труппой, которая на этот период отправилась гастролировать в Киев. Украинцы представили молодой публике четыре спектакля – поэтическую драму Леси Украинки «Лесная песня», музыкальную сказку «Король Дроздобород», криминальную комедию «Волки и…» (опять же по пьесе Александра Островского) и народный бурлеск «Ярмарочная кутерьма».

Показ распределился на два уровня – возраст утреннего аншлага был в полтора-два раза моложе, чем зрителя вечерних спектаклей, да и сами спектакли заметно отличались целевой аудиторией. В первой половине дня «Ярмарочная кутерьма» пестрела народными плясками, волновала красивым мощным голосом простой украинской бабы и от лица волшебной птицы рассказывала житейские истины, которые после спектакля учителя повторяли своим подопечным. Показ проходил на украинском языке, но сами сценки, образы и мораль были ясны и ярки. Юный же зритель нынче отчасти невоспитан и пока еще не способен найти различия между кино и театром (поп-корн и кока-кола – это все, что нужно). Юный зритель теперь (да и всегда на данной стадии) больше обеспокоен тем, кого любит Коноплева из «Б» класса и чей мобильный телефон получше будет, посему философия мудрой птицы для него, в общем-то, до поры до времени не имеет принципиального значения.

Постановка «Лесной песни» отличалась особенным языком Леси Украинки, в котором используются диалекты, не всегда понятные даже киевскому зрителю. Сам спектакль, заключенный в зеркальные декорации и переливы отраженного света, впечатлял современной музыкой и хореографией. Эта красивая трагедия рассчитана на подрастающее поколение, она импонирует тому жизненному периоду, когда Коноплева из «Б» класса познакомится с перипетиями «переходного возраста» и обнаженные мужские торсы не оставят ее равнодушной к сердечным переживаниям главных героев. Постановка исполнена так, что будет интересна любой возрастной категории. Говорят, еще ярче этот спектакль смотрится в стенах родного театра на Липках, где место оркестровой ямы занимает бассейн, по которому плывут венки, сплетенные русалками.

В целом, Киевский театр юного зрителя за кратчайший срок обнажил вечные проблемы отнюдь не юного поколения и предостерег подрастающую смену о подвохах взрослой жизни. Пожилые гардеробщицы плакали и благодарили актеров: «Мы не понимаем вас – вы целыми днями репетируете, вечером играете, а где же время на любовь? И как при этом у вас получается так правдоподобно играть в любовь? Ведь, когда он смотрит на нее… Он смотрит, как настоящий влюбленный!».

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
сергей

ЛЮбИТЕЛЯМ ПОСМЕЯТЬСЯ В ТЕАТРЕ!
Самая смешная современная российская комедия! Не верите?
Тогда посмотрите полную ее видеозапись в одном из театров
http://video.yandex.ru/users/blisswise/view/2/
Хохот и аплодисменты зрителей — от начала и до конца спектакля,
и особенно в финале. Р. Куни и М. Камолетти отдыхают.
Пьеса идет везде на аншлагах. Не упустите возможность
посмотреть ее бесплатно! А у автора есть еще более смешные комедии