О ПОНОМАРЕНКО БУДЕТ ФИЛЬМ

С приходом нового генерального директора Владимира Заметалина на «Беларусьфильме» полным ходом идет реорганизация творческой работы. «Экспресс Новостям» стало интересно, как это отразится на национальной документалистике. Как раз в документальных фильмах запечатлевается та история, которую потом будут ценить наши потомки и говорить, что знают и помнят тех людей, которые жили в то время, влияли на исторические процессы в нашей стране.

Своими мыслями и ожиданиями поделился режиссер Анатолий АЛАЙ, дебютная картина которого о художнике Исачеве «Не плачьте обо мне» в советские времена произвела такое яркое впечатление, что в кинотеатры столицы выстраивались длинные очереди, только чтобы этот фильм посмотреть.

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

– Анатолий Иванович, как сейчас складывается ваша работа и работа ваших коллег в «Беларусьфильме»? Вы ощущаете изменения к лучшему, поддержку руководства студии?
– Пока еще в национальной киностудии для режиссера у нас довольно тяжелая ситуация, потому что каждый из нас делает один фильм в год. Даже полнометражный фильм делается месяцев семь, а остальные пять режиссер находится в неоплачиваемом простое. Опытные профессионалы по полгода вынуждены ожидать, когда им снова дадут возможность работать. Режиссер должен творить, а не копаться в своих бытовых и финансовых проблемах.
У меня есть на что оглянуться, мне не стыдно за те фильмы, которые я сделал. Кинематографист – это его фильмы, остальное не важно.

– Вы получаете сейчас достаточные средства, чтобы сосредоточиться только на работе?
– К сожалению, на сегодняшний день зарплата у нас очень низкая. Режиссер документального кино получает меньше, чем уборщица, и так было всегда. Сейчас, надеюсь, что-то все же изменится. Думаю, что новое руководство обратит внимание на состояние людей и оборудования в киностудии. У нас формируется новая документация и отдельные цеха. Я вижу, что сейчас, как бы то ни было, руководство старается поднять материальное поощрение творческих работников, освободить нас от тяжелых обременительных налогов. Москва это уже сделала, и посмотрите, как там развивается кино, в том числе и документалистика, выходят целые сериалы. Мы сейчас стараемся продать наши документальные фильмы телеканалам, в том числе российским, по достойной цене.

ИСТОРИЯ – ЭТО ФАКТ

– Сейчас вы готовитесь к съемкам фильма, посвященного одному из руководителей БССР Пантелеймону Пономаренко. Какой, по вашему мнению, след в истории нашей страны он оставил?
– В 1938 году, в пик сталинских репрессий, Пономаренко прибыл в Минск в качестве первого секретаря ЦК КПБ и пробыл в этой должности до 1948 года. Эти десять лет он назвал в книге своих воспоминаний «незабываемым временем», и оно в самом деле было незабываемым. Мы уже знаем, каким репрессиям подвергались люди в нашей стране. При Пономаренко в 1939 году произошло объединение Беларуси, в Бресте был совместный парад советских и немецких войск, в котором с нашей стороны командовал Кривошеин, а с немецкой Гудериан. И парад был в честь того, что у Польши отбили Брестскую крепость, и многие наши командиры получили немецкие награды, но об этом пока история умалчивает… А потом было начало войны. История – это факт, и от этого никуда не уйдешь. Люди должны знать правду, если было такое, они все поймут.

– Для вас эти события тоже имеют какое-то особое значение?
– «Пантелеймон Пономаренко», возможно, станет главным фильмом в моей творческой биографии.
Что творилось на границе в сорок первом году, сейчас уже известно всем. Сплошное месиво из-за непрерывных бомбежек в первые дни войны. Было уничтожено больше тысячи самолетов. А до этого командующий Западным фронтом Павлов получал из Москвы указания не поддаваться панике, никто на нас не нападет, и все будет хорошо… И его расстреляли, а семья была репрессирована и сослана в Казахстан. В Минске живет дочь Павлова. Когда я попросил ее принять участие в создании картины, она отказалась. Сказала, что не хочет участвовать в этой истории. Я ее понимаю – это было трагическое время, память о котором до сих пор причиняет сильную боль.

Как в это время уцелел и не был расстрелян Пономаренко, до сих пор остается загадкой. А он же был первый секретарь ЦК Беларуси! Сталин, назначая его, сказал: «Важнее и выше фигуры, чем вы, в Беларуси нет». То есть он нес ответственность за все, что здесь происходило, в том числе и за Павлова. Когда Пономаренко драпал из Минска, оставив там детей, он оправдывался, что в столице БССР остались одни предатели и изменники, никакого подполья быть не может. Под Могилевом секретарь ЦК встретил Маленкова (некоторые считают, его жена приходилась родственницей Пономаренко), и тот сказал, что если Пономаренко не сядет и не составит план развертывания партизанской борьбы, его расстреляют. Маленков пообещал положить этот план на стол Сталина. Так с его подачи Пономаренко стал начальником центрального штаба партизанского движения, практически всю войну провел в Москве и Подмосковье и оттуда дистанционно руководил партизанским движением.
У Пономаренко очень сложная и драматичная судьба. Не такая, какой ее пытались нарисовать наши документалисты при его жизни.

– Кто помогает вам разобраться в истории судьбы вашего героя?
– Когда появился вопрос о том, кто сможет написать сценарий к фильму, был предложен наш видный историк – Вячеслав Селеменев, директор национального архива Республики Беларусь. С Селеменевым я уже делал фильм «В двух шагах от гильотины». Это человек, который действительно одержим своей работой, своим делом, очень много знает документальных материалов, располагает огромными сведениями и очень талантливый человек. Я думаю, что наше совместное сотрудничество позволит нам создать фильм, который будет заметным явлением в культуре нашей республики.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Кiаман

Добры фiльм аб Панамарэнку добра было б паглядзець!