НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Более трехсот лет назад группа беглых каторжан из Сибири построила православный храм на западных землях Беларуси. В середине 60-х годов прошлого века местная советская власть приказала разобрать храм. Несколько месяцев назад уже немолодые жители деревни собрали более 6 миллионов рублей на восстановление, а фактически возведение заново святыни их земли. Но они столкнулись с едва преодолимыми трудностями и непониманием местных властей.

Программа возрождения села, о которой так много говорят у нас и которой так много интересуются приезжие, в прямом своем тексте не включает возрождение церквей и основная ее направленность, конечно, экономическая. Может быть, именно поэтому до сих пор сельские жители сталкиваются с бюрократической волокитой и нежеланием чиновников помочь в возрождении храмов. В десяти минутах ходьбы от деревни Мачулищи Брестской области Каменецкого района, на возвышении, которых в этой части страны не так уж и много, среди многовековых деревьев находятся развалины Свято-Преображенского храма. Его разобрали в середине 60-х прошлого века, до этого более десяти лет храм был недействующим. Там была овчарня и притон для местных любителей выпить. В деревне с населением более 100 жителей в приграничной зоне уже более сорока лет нет своего храма.

Почти не осталось людей, которые еще ходили в Свято-Преображенский храм на службы много лет назад. Бабушка Нина рассказывает, что была девочкой, когда в храме еще действовал приход. Потом его закрыли. Понемногу жители деревень начали разбирать храм на свои надобности, но здание еще стояло. При одном председателе в храме хотели сделать овчарню, но председателя повысили, и идея с овчарней осталась, к радости жителей, невоплощенной. А другой председатель приказал разобрать храм на стройматериалы.

– Ко мне тогда тоже пришли и звали разбирать забор, но я отказалась. Позже после этого события те мужики, которые разбирали храм, закончили не очень хорошо. Один спился, второй умер в результате несчастного случая. Когда храм был разобран, то стройматериалы оказались никому не нужны. Со временем их потихоньку растащили по дворам.

Сегодня, спустя сорок пять лет, на месте храма осталась только часть каменного забора, его окружавшего, алтарь и немного фундамента. Отец Степан, который ведет деревенский приход уже много лет, год назад решил узнать о храме как можно больше и заняться его восстановлением. Местные жители отнеслись к идее с удивительным для их возраста энтузиазмом. Отец Степан заходил в каждый дом и расспрашивал, кому что известно о храме. Историческая картина получилась довольно впечатляющей, но неполной. В 1770-х годах храм возвели несколько беглых каторжан из Сибири. Каким образом каторжане пешком добрались из Сибири до белорусских земель, никому не известно. Чудо.

На собранные жителями деньги закупили силикатные блоки и цемент, чтобы на святом месте возвести фундамент. Тогда и начались проблемы. Нужно было получить благословение Епископа Брестского. Он, по словам жителей, сказал, что даст благословение, если будет предоставлена вся документация. Для того чтобы собрать документы, нужно открывать общину, регистрировать юридическое лицо, согласовывать проекты. Все это займет много времени и потребует немалых финансовых вложений. Таких денег у деревенских жителей попросту нет. Наивные и дружелюбные, они удивляются, зачем нужен проект и согласование, если когда-то на этом месте уже был храм.

Возле места, где много столетий простоял храм, есть старое кладбище, там похоронены родители и бабушки теперешних обитателей деревни. Именно там они собрались для того, чтобы решиться на отважный шаг – строить храм, основываясь исключительно на личной инициативе. Несмотря на угрозы со стороны местной администрации, которая говорит, если строительство будет начато, факт будет расценен как самовольный захват земли. Жители деревни очень просили журналистов не лезть в их долгий спор с чиновниками. На следующей неделе в деревню приезжают рабочие и начинают класть фундамент.

Возвращаясь к популярной программе возрождения села, о которой упоминалось в начале материала, хочется процитировать (для местной администрации) именно этот ее фрагмент: «…Кроме того, село – источник и хранитель национальных традиций, белорусского языка, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник – важная государственная задача. И сегодня социально-экономическое положение в республике позволяет приступить к эффективному ее решению».

Оставить комментарий