ВЛАДИСЛАВ КВАРТАЛЬНЫЙ: «В БЕЛАРУСИ НЕТ РЫНКА ИСКУССТВА»

Сложно сказать, о чем современная белорусская живопись. Даже общую тенденцию уловить сложно, поскольку больших, постоянных и серьезных выставок Минску действительно не хватает. И уже кажется вполне естественным, что во время чарка-шкварочного застоя, большинство достойных работ простаивает в мастерских художников. Очень хочется надеяться, что все порядком застоявшееся начнет когда-то бродить, а уж после наберет взрывную силу.

– На счет взрыва даже не знаю, – пожимает плечами художник Владислав Квартальный. – Сложно сказать, когда перемены доберутся до белорусского искусства. Для сравнения даже не нужно ходить в дальнее зарубежье, можно заглянуть в бесчисленные московские галереи, посмотреть, что и почем там продают, чтобы понять – с такими темпами скоро вся культурная жизнь в Беларуси вымрет. Большинство наших галерей, выполняющих скорее роль комиссионок, не выставляют настоящее искусство, скорее работы открыточного типа.

ИСКУССТВО – ЭТО НЕ ВАЖНО

– Нам всегда внушали, что творец должен страдать и голодать, чтобы творить. Правда ли это?
– Нет, ни в коем случае. Если художник талантлив, то он талантлив с детства, а его жизнеописания не влияют на степень его одаренности. Художник однозначно не должен голодать уже только потому, что ему для работы банально нужны материалы. Нет денег – нет материалов, работать не на чем. Как-то я полгода сидел без денег и страдал: работы не появлялись, безденежье не влияло на прогрессивность. Когда совсем нет денег – не до искусства. Сейчас у большинства художников ситуация на грани: на материалы вроде хватает, но работы продать сложно, насколько замечательными они ни были бы.

– Причины, вероятно, прежние?
– Если бы руководство страны больше увлекалось коллекционированием живописи, в белорусском искусстве начался бы рассвет, художники бы прекратили жаловаться и прославили бы нашу страну на весь свет. А пока мы славны спортивными успехами. Хотя в советское время развитие спорта не мешало раздавать заказы художникам, ведь у нас постоянно строятся новые объекты. Чем их оформляют? Для оформления гостиницы «Европа», насколько я знаю, из салонов закупали достаточно дешевые работы весьма сомнительного качества. Уверен, что среди купленного материала не так много хороших работ, потому что в первую очередь у нас не так много в стране людей, которые разбираются в искусстве. В Беларуси, к слову, вообще нет рынка искусства.

– Связано ли это отчасти с общей необразованностью населения в вопросах искусства?
– И это, разумеется, тоже. Вспомните то первое отношение еще в школе, когда родители, отправляя детей на занятия, внушали им, что такие предметы, как музыка, пение или ИЗО, в принципе не важны, ведь это те предметы, отметка по которым никого не интересует, потому что не попадает в аттестаты. Семь лет назад я преподавал ИЗО в гимназии. Первое, что мне показали после трудоустройства – это документ Министерства культуры и распоряжение в нем: по музыке и изобразительному искусству оценки «2» не существует. То есть на этих предметах можно бездельничать, их можно прогуливать, если душе угодно. Какое отношение к искусству может развиться у детей, если им с детства говорить, что все это не важно. Учителя всеми силами пытаются заинтересовать детишек, а руководство и родители настаивают на том, что искусство – это не важно, дают первый посыл на будущее. Вот так мы воспитываем нацию, которая растет безвкусной и равнодушной к искусству.

– Будь ваша воля, что бы изменилось?
– Я бы проделал большую работу по организации постоянных выставок. В первую очередь, нужно поддерживать молодых художников. Каждый год у нас проходят выставки Союза художников под кодовым названием «Вандроука». Из года в год на эти выставки приносятся пыльные экземпляры, которые даже нет причины организовывать под какой-то общей тематикой. Выставок должно быть много, причем разных жанров, лучше, если конкурсы будут призовыми, неплохо бы, как в Европе, устраивать международные конкурсы, приглашать к участию художников из прочих стран. А пока у нас нет международных конкурсов, о каком развитии может идти речь, когда мы варимся в собственном соку и не видим ничего свежего. Наши музеи не закупают даже достойных работ, а ведь художник, в первую очередь, работает на будущее, для истории. Судя по всему, никого не заботит, что у белорусского искусства по сути нет современной истории. Художники оказались в довольно странной ситуации: с одной стороны, специализированных учебных заведений в городе много, искусству учится много людей, но развития и перспектив у всего этого пока никаких. Личная инициатива мертва: для организации собственной выставки надо как минимум два десятка работ банально оформить, вставить которые в хорошие рамы стоит очень дорого.

ПРИЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ БЕЗДАРНОСТИ

– Спасает ли ситуацию участие в выставках за границей?
– Опять-таки все очень сложно. Для начала свои работы нужно оформить для легального вывоза, пройти экспертизу, что тоже стоит денег и немало унижения. Дело в том, что эксперт, оценив картины, обязан поставить печать на работе, что она не имеет никакой художественной ценности. То есть, вывозя свою работу за границу, ты говоришь себе, что ты – бездарность, не профессионал. В других странах, даже бывшего Советского Союза, работы не старше 50 лет вывозятся зарубеж без всяких вопросов. Мы, как всегда, впереди планеты всей: эксперт только один, в Минске его комнатку сложно найти, особенно иногородним художникам, свои работы (иногда очень крупные) обязательно нужно везти с собой – все это вроде бы мелочь, но заниматься этим очень тоскливо. Еще нюанс: чтобы оплатить пускай даже условную стоимость участия в конкурсе, художнику нужно иметь счет в банке. Это нормально, ведь новые технологии быстро развиваются. Но Беларусь в данном вопросе все еще в каменном веке: не каждый себе может позволить с нашими особенными условиями и процентами иметь счет в банке. В конечном итоге, даже если художника пригласят поучаствовать в конкурсе, он, по себе сужу, будет не знать, что с этим счастьем дальше делать.

– Судя по тому, насколько признана белорусская графика за рубежом, с ней дела обстоят проще?
– С графикой маленьких форм, кстати, проще участвовать в конкурсах: положил работу в конверт и выслал. К белорусской графике за рубежом действительно самое теплое отношение. Там общепринято считать, что она выполняется на самом высоком уровне. Белорусские графики славятся своим мастерством в техническом плане, тщательной проработкой мелких деталей. В каталогах международных выставок работы белорусов выделяются очень высоким уровнем, и это при том, что в Беларуси не проходят конкурсы графики. Наши графики интересуют только иностранцев, здесь, к сожалению, в отличие от Европы, люди не знают что такое графика, литография, офорт, говорят, «это че? через ксерокс, что ли?». Не популярно. Именно поэтому наши графики начинают заниматься живописью маслом, (единственным, что понимает большинство), а то и вообще уходят из искусства, ведь даже галереи, как правило, графику брать на реализацию не хотят – не популярно. Пожалуй, эта фраза может выступать диагнозом всему современному белорусскому искусству – не популярно.

3
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Александра

Слышала такую фразу в одном фильме: "Какая разница, что я об этом думаю? Если ты художник - ты будешь рисовать всю жизнь..." ОООчень жизненно, и неважно:популярно или нет. Кому сейчас легко? Давайте создадим независимое молодежное движение художников. (Пишет,кстати, не зеленое создание, а замужняя молодая женщина с высшим экономическим образованием, которая в юности по глупости так и не доучилась в "Глебовке", о чем сейчас жутко жалеет)

Александра

А по поводу безденежья - нет денег на оформление работ и аренду выставочного зала? Можно поразгружать вагоны,в конце концов! Было бы желание. Хуже, если нет тех самых хваленых работ - тогда другое дело...Нечего на зеркало пенять....

Sadd

какая прелесть) недоучка глебовки теперь советует художникам разгружать вагоны.