ОБУВЬ ВЫБИРАЙТЕ БЛИЖЕ… К ВЕЧЕРУ

– У меня в левой туфле задник не держит стопу. Напишите заключение, что это производственный брак.
– Но у нее практически нет носа!
– Это ничего не значит. Это моя овчарка отгрызла. Но к ней ничего не имею.
– Не волнуйтесь, мы сейчас определим причину дефекта, а может быть, вы неправильно выбрали или эксплуатировали обувь…

Этот забавный диалог мне пришлось выслушать в одной из аккредитованных лабораторий системы Госстандарта. Но он мог состояться и в другом подобном учреждении. Где пробуют «разрулить» непростую ситуацию возникшего конфликта между потребителем и продавцом. К сожалению, в «рейтинге» жалоб покупателей в госорганы и потребительские организации на непродовольственные товары который год печально лидирует обувь. В отдельных областях республики она составляет свыше половины претензий. В основном купленная на коммерческих рынках. Особенно этим грешат, по словам наших правозащитников, на минском рынке «Ждановичи», в крупных торговых центрах, как столичный ТЦ «Зеркало», да и в частных точках. Где можно встретить не только «левый», косящий под фирму или бренд, но и ношенный товар. А так как обувь покупается далеко не каждый день, то к ее выбору всегда надо подходить серьезно и грамотно.

– Обратите самое достойное внимание все же на внешний вид покупаемых товаров, – подсказывает начальник Центра товароведческих исследований Белорусского государственного экономического университета Ирина ХАЦКЕВИЧ. – Если она изготовлена известным производителем, то все это видно по четко проработанным деталям, законченному силуэту. Здесь не должно быть мелких дефектов – неаккуратно вырезанных деталей, незакрепленных стежков, таких же строчек. Большое практическое значение имеет материал, из которого сделана обувь.

Большой ли риск приобрести «кота в мешке»? Да. Ведь нередко сам продавец не знает характеристик товара, какое бы умное выражение лица он ни делал. Хотя многие образцы, особенно импортной обуви, красивы на вид. Но должны быть документы, говорящие не столько о качестве, например, туфель, сколько об их безопасности для здоровья. Например, если обувь продается в коробках, то на них должно быть указано: повседневная или модельная, юридический адрес изготовителя, размер, полнота, виды материала. Обязательна инструкция по уходу и эксплуатации. И не на китайском, а на русском. Но кто на эту «мелочь» обращает пристальное внимание? А потом бежим жаловаться на рыночный киоск, которого завтра может и не быть. Если чего-нибудь из этого нет – не покупайте «кота в коробке» или, еще хуже, в целлофановом пакете.

Не все покупатели знают, что на оте­чественную обувь установлены строго регламентированные сроки гарантийной носки и в зависимости от вида составляют от месяца до трех. На импортную они могут быть разными, но не ниже сроков, устанавливаемых действующей в республике документацией. Или могут оговариваться в контрактах на поставку. Причем это должно доводиться до сведения потребителя. Но никак не две недели, как обычно пишет неграмотный продавец на коробке.

Необходимо знать и следующее. Пункт 1 статьи 20 Закона РБ «О защите прав потребителей» говорит, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантия составляет менее двух лет, покупатель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю. Правда, самим надо иметь документ, подтверждающий факт покупки. Тогда легче отстаивать ваши нарушенные права.

Пойдем дальше. Вы купили босоножки, узнали гарантийные сезонные сроки, даже не забыли взять чек. Пришли домой с покупкой. И только здесь при очередной примерке убедились, что они жмут. Вы не знаете, что делать. Главное – не довести себя до потери сознания. Ведь потребительское законодательство на вашей стороне. Согласно ему, обувь надлежащего качества, но не подошедшая по форме, размеру, фасону все равно подлежит обмену в течение 14 дней со дня покупки. При соблюдении некоторых условий: она не носилась, сохранены ее потребительские свойства, на руках имеется документ о ее приобретении. Можно получить обратно свои деньги или обменять на другую пару.

Случается, сам покупатель неправильно подбирает обувь, поносит ее, натрет ноги, а потом обращается в магазин с претензиями. Но если экспертиза определит, что обувь надлежащего качества, без заводского брака и была в употреблении, то вернуть или обменять ее невозможно.
– При примерке надо «слушать» свои ноги, а не надеяться, что обувь разносится, – добавляет Ирина Константиновна.– И лучше ее подбирать во второй половине дня, ближе к вечеру. Когда ноги расхожены, отекли и приобрели свой «товарный» вид. Обязательно по размеру и полноте стопы. Иначе обувь будет преждевременно деформироваться.

На что вправе рассчитывать покупатель, если приобретенный товар оказался с производственными дефектами? Согласно ст. 19 законодательства о защите прав потребителей он имеет большие права. Во-первых, требовать заменить товар на качественный. Во-вторых, уменьшить покупную цену. В-третьих, немедленно и бесплатно устранить недостаток в течение тех же 14 дней. В-четвертых, оплаты расходов продавцом по устранению недостатков третьим лицом. Последним аргументом в этом споре до суда выступает экспертиза.

Хочется обратить внимание еще на один нюанс. В последнее время не только в столице появились магазины, торгующие некондиционным товаром. В том числе и обувью. Продается она со значительными скидками, но и с обязательным указанием на существующие недостатки. Естественно, она не имеет не только гарантийного срока, но не подлежит обмену или возврату. Но если вас не предупредили, а при эксплуатации обнаружен брак, то здесь вы уже вправе выставлять претензии. Этим часто пользуются «потребители-экстремисты», но это уже другая тема.

Оставить комментарий