СФЕРА ЖКХ НУЖДАЕТСЯ В КОНТРОЛЕ

На ближайшей осенне-зимней сессии депутаты Палаты представителей будут рассматривать в первом чтении законопроект «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Инициатор законопроекта – депутат Парламента Ольга АБРАМОВА рассказала «ЭН», чем недовольны белорусы, как им поможет новый закон, что можно уже сегодня улучшить в работе ЖКХ без больших финансовых затрат.

ХОТИМ ВСЕ ЗНАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ

– Ольга Михайловна, откуда такая заинтересованность отрегулировать работу системы ЖКХ?
– К этому меня подвигли избиратели. Как правило, от половины до двух третей их обращений во время приемов составляют вопросы, касающиеся именно работы ЖКХ. Это неслучайно. Наш Первомайский район (за исключением Уручья) преимущественно представлен застройками старого типа. Я сама живу в доме, построенном в 1936 году. Можете догадаться, какое количество недостатков имеется в таких домах.

Заинтересованность граждан работой системы ЖКХ и в особенности оказанием услуг привела к тому, что еще в 2004 году я обратилась ко всем жителям Первомайского района Минска. По квартирам было направлено 40 тысяч анкет с вопросами о том, как лучше организовать работу служб ЖКХ района и что граждане могут предложить по этому поводу. Для ответов я специально оплатила абонентский ящик (который существует и по настоящее время). Обращения шли валом. Ящик не вмещал все письма. Для обращений в почтовое отделение пришлось принести большую сумку. Почтовые работники прониклись таким сочувствием к этой проблеме, что доставляли конверты даже без марок. Особенно трогательно было получать письма, сложенные, как военные треугольники.

– О чем писали?
– О том, что поднята важная проблема и что управы в вопросе работы служб ЖКХ ни на кого нет. После обобщения результатов анкетирования выяснилось, что многие претензии и предложения повторяются. Чаще всего люди требовали установления общественного контроля над сферой ЖКХ, максимального их информирования обо всех новшествах, изменениях, причем в простом, доступном виде.

Много вопросов было связано с работой Минскводоканала, других естественных монополистов. Как проконтролировать, правильно ли мы платим за услуги? Откуда берутся тарифы? Как они рассчитываются? Люди писали примерно следующее: «Когда мы платили «две копейки» за услуги ЖКХ, как-то неудобно было чего-то требовать. А сейчас, извините, в пропорциях к нашим доходам мы платим весьма существенную сумму. Поэтому хотим более качественного оказания услуг и большей ответственности со стороны служб ЖКХ. И хотим иметь право контролировать эту сферу».

– И на основании этого возникла мысль создать отдельное законодательство по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг?
– Это тоже было одним из предложений граждан: создать законодательство в простой, доступной форме, которое бы защищало их интересы, предоставляло бы право на информацию и позволяло контролировать эту сферу. Я пообещала подготовить такой законопроект. Что получилось – судить не нам.

– Претензий к законопроекту много?
– Не без этого. Например, некоторые недоумевают, зачем нужен этот законопроект, если есть закон «О защите прав потребителей». Нужен, потому что этого хотят граждане. Сфера ЖКХ – это самостоятельная, достаточно автономная и отличающаяся от других сфер по оказанию услуг. Она имеет уникальную специфику, неповторима и очень трудно контролируема, потому что нет критериев контроля по потреблению материала, по расчетам тарифов. Вернее, они есть, но не подотчетны рядовому гражданину, которому крайне сложно получить информацию в ясной и понятной форме, крайне сложно самостоятельно защитить свои права.

– Выходит, законопроект расширит полномочия граждан?
– В законопроекте фиксируется ряд правоотношений, которые ранее не фиксировались, либо не учитывалась специфика этих видов услуг: их постоянство и массовость потребления. Особенно подчеркивается право на выбор поставщика услуг, поскольку только сейчас начинают развиваться какие-то альтернативы естественным монополистам в системе ЖКХ. Наиболее важным и существенным моментом в законопроекте является право граждан на информацию и ответственность лиц за ее непредоставление. Конечно, один законопроект не в состоянии все отрегулировать. Но главное, чтобы такой закон был и чтобы потом было куда вносить поправки в соответствии с изменениями в этой сфере, в том числе и реформе в ней.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Новый законопроект, как я понимаю, защитит граждан от некачественного оказания услуг в сфере ЖКХ. В жизни вам случалось сталкиваться с вопиющими фактами халатного отношения работников ЖКХ к выполнению своих обязанностей?
– Несколько лет назад ко мне обратились жильцы дома-новостройки, расположенного в Советском районе по Логойскому тракту. Им предложили вселяться в новые квартиры без канализации, водопровода, системы отопления. То есть застройщик вообще об этом не позаботился, но каким-то образом сдал дом. Пострадавшие в этой ситуации обратились ко мне, я – в Мингорисполком с просьбой лишить застройщика лицензии.

Есть масса жильцов, квартиры которых существенно пострадали не по их вине. Например, в одном из столичных домов велось мансардное строительство. Строители забыли должным образом закрыть на зиму крышу. Жильцы не знали, куда деться от осадков на протяжении целого сезона. Имущество (не говоря о стенах) на верхних этажах было полностью испорчено. Таких ситуаций быть не должно. Но ведь никто из нас от подобного форс-мажора, такой коллективной безответственности исполнителей тех или иных видов услуг не застрахован.

– Вам в вашем раритетном доме 1936 года приходилось бороться с подобными форс-мажорами?
– В квартире, куда мы вселились после продажи старого жилья, предыдущая хозяйка сделала капитальный ремонт. В договоре было прописано, что в квартире установлены новые медные трубы. Знаете, что оказалось на самом деле? Строители деньги-то взяли, но при выполнении ремонтных работ, видно, пользуясь тем, что женщина одинокая, установили ей трубы, которые, наверное, были старше самого дома. На какой свалке они их нашли, я не знаю. Уже через год после нашего вселения мы начали исправно заливать соседей. Но ведь за это кто-то должен нести ответственность. Это вопрос социального комфорта. Замечу, что хотя ремонт в квартире делали частники и прежний владелец, платить за все ЖЭС обязал нас, новых владельцев. Причем ремонт нижерасположенных квартир я оплатила через свой ЖЭС, а ремонтные работы выполнены так и не были.
В конце концов, оказание услуг в системе ЖКХ – это составная часть безопасного проживания.

СЧЕТЧИКИ БУДУТ У ВСЕХ

– Сейчас в разговорах о жилищно-коммунальных услугах актуальны две темы: тарифы и экономия. Белорусов надо учить экономить?
– Граждане свою выгоду увидят всегда. Особенно белорусы. Наш народ – очень рациональный, самой высшей ценностью считает свою личную жизнь и все, что с ней связано. Все учатся считать копейку, плотно закрывать краны и экономить электричество. Еще лет 10-15 назад людям чуть ли не бесплатно предлагали устанавливать счетчики на воду. И я ни секунды не сомневалась уже тогда: как только вырастут тарифы, и люди почувствуют практическую выгоду от установки счетчиков, они активно начнут устанавливать их в своих квартирах. Никого уговаривать не придется.

– В некоторых западных странах тарифы за услуги ЖКХ для тех, кто живет в домах без счетчиков, в несколько раз выше, чем в домах, где счетчики установлены.
– То же самое будет и в Беларуси. Такова позиция нашего министерства ЖКХ. Член нашей рабочей группы эксперт Михаил Колосов прямо мне заявил: «Через несколько лет те, кто не установил счетчики (к коим я тоже отношусь – О.А), будут платить за воду и тепло в несколько раз больше. Это я вам гарантирую». Пришлось сообщить мужу о необходимости взломать стены и установить-таки счетчики. По-другому никак. Предыдущая домовладелица закатала трубы под кафель. Это оказалось очень красиво, но совершенно непрактично.

АКТУАЛЬНО

– Тем, кто оказывает услуги в системе ЖКХ, не мешало бы поднять зарплату. Сантехник должен ездить на приличной машине, быть одетым в цивильный костюм (рабочая форма, естественно, прилагается) и ходить с хорошим портфелем. Это идеальный вид. Именно таким я бы хотела видеть современного сантехника. Кстати, в анкетах многие граждане предлагали проводить ежегодный конкурс на лучшего сантехника и вообще коммунальщика района и города.

– Где внешний вид имел бы не последнее значение…
– Внешний вид дисциплинирует. Это составная часть любой уважаемой работы.

– Которую надо выполнять без такого стимула, как бутылка…
– Я прекрасно помню, как однажды (в период сухого закона) мы собирались отпраздновать день рождения мужа. Должны были прийти друзья, и я, отстояв невероятное количество времени в очереди, купила для гостей пару бутылок спиртного (не помню чего). Как назло, в этот день у нас произошел засор сантехнического оборудования. Вызвали сантехника. И я ему по наивности сказала: «Только, пожалуйста, приведите все в порядок побыстрее. У мужа день рождения, а через 3 часа придут гости». Знаете, как он на это отреагировал? «Бутылка!». Я говорю: «Не могу, у меня их всего две». Он: «А меня это не волнует». И что ты сделаешь? Он был монополистом. И не было в советское время никакой альтернативы наподобие частной службы, куда можно было бы позвонить. И когда пришли друзья, я сказала: «Вот вам по 50 граммов, а все остальное – чаем».

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Избиратель

Если за дело взялась Ольга Михайловна, всё будет в порядке. Порядочность + работоспособность, проверенные временем.