«НАШИМ ТОВАРАМ В ЛИТВЕ СЛОЖНО НАЙТИ ЗАМЕНУ»

В Вильнюсе с 3 по 6 октября в рамках Дней экономики, науки и культуры Беларуси, приуроченных к 15-летию установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Литовской Республикой, пройдет Национальная выставка «БеларусьЭКСПО-2007». Советник по торгово-экономическим вопросам Посольства Республики Беларусь в Литовской Республике Александр КОРОЛЬ рассказал «ЭН» о том, как Беларусь собирается рекламировать свой потенциал, почему наши тракторы нужны литовским фермерам и чем белорусская мясо-молочная продукция выгодно отличается от литовской.

В БЕЛАРУСИ МОЖНО РАБОТАТЬ

– Предстоящая выставка – это, по сути, презентация экономического потенциала Беларуси. Поэтому там будет представлена не только продукция, успешно реализуемая в Литве, но и те товары, на которые есть спрос в Европе и мире. Ведь для Беларуси также важно наладить торговлю через Литву с третьими странами. На выставке ожидается присутствие порядка 130 компаний. Практически каждое предприятие будет обеспечено потоком потенциальных партнеров или потоком торговых сетей. Кроме этого, выставка рассматривается нами как способ продемонстрировать привлекательность Беларуси с точки зрения успешного вложения инвестиций. На территории Беларуси работает ряд предприятий с иностранным капиталом. «Речицкое пиво», компания по изготовлению одежды «Эдмунтас и К» в Гродненской области, «Аудимос» (пошив спортивной одежды) в Лиде, Гомельский завод «Биовторресурс» (производство древесного биотоплива) и др. Мы запланировали создать на выставке специальную улицу для таких предприятий и тем самым показать, что в Беларуси можно работать и не бояться за свой капитал.

– Литовские компании, похоже, с этим согласны. В Беларуси по состоянию на 1 июля заре­гистрировано примерно 276 предприятий с литовским капиталом. Тем не менее, именно Литва, а не Беларусь, по оценке международных агентств, находится на 15-м месте по свободе бизнеса и привлекательности вложения капитала. За счет чего?
– В Литве достаточно простой механизм регистрации зарубежных предприятий, хорошо работает институт банкротства и приватизации, имеются все возможности для получения кредитов и ссуд, сведено к минимуму вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов и нет регламентирования цен. Впрочем, есть одно «но»: на рынке очень высокая конкуренция. После прихода компаний из Европы работать стало очень сложно.

НЕЗАМЕНИМЫЕ ТОВАРЫ

– В 2007 году отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси по прогнозам может составить 2,1 млрд долларов. Как выглядит статистика экспорт/импорт Беларуси с Литвой, и есть ли предпосылки к снижению объемов экспорта?
– По итогам 7 месяцев товарооборот Беларуси с Литвой составил 137,8% к прошлому году, а экспорт 151,8%. Темпы роста импорта сравнительно небольшие, всего лишь 6%. Сальдо внешней торговли увеличилось почти в два раза и достигло за 7 месяцев 243,7 млн долларов. Многим нашим товарам, поступающим в Литву, очень сложно найти замену. В первую очередь это связано с ценовым фактором. Нефтепродукты поступают в Литву по приемлемым ценам, справляется с конкуренцией белорусский цемент, щебень – только давай, нет особой альтернативы нашим калийным удобрениям. Востребованы сельхозтехника, грузовые автомобили. Например, в прошлом году мы продали в Литву 1.600 тракторов «Беларусь». В этом году за 7 месяцев – уже 1.150 штук.

– На чем основан такой спрос?
– Большинство конкурирующих производителей перешли на выпуск тракторов мощностью от 200 лошадиных сил и больше. Но литовским фермерам нет необходимости использовать такие тракторы на участках, средняя статистическая площадь которых 20 га. Поэтому наш трактор, в том числе благодаря своей надежности, и занимает освободившуюся нишу. Более того, имеются все основания рассчитывать на увеличение поставок продукции сельхозмашиностроения. Но для этого необходима соответствующая сертификация, отсутствие которой пока сдерживает белорусский экспорт в Литву. Надеемся на дальнейший рост и транспортных услуг, которые занимают большую часть в доле белорусско-литовского товарооборота. Способствовать развитию транспортных отношений будет, во-первых, заключение долговременных контрактов. Литовская сторона рассчитывает на полную загрузку Клайпедского порта. А если Беларусь не сможет гарантировать заполнение терминалов, к примеру, мазутом, Литва прибегнет к услугам поставщиков из третьих стран. Во-вторых, на рост транспортных услуг будет влиять и позиция литовской стороны относительно тарифных ставок.

– Беларусь имеет какие-то преференции по тарифам?
– Преференции завязаны на объемах перевозимых калийных удобрений (кстати, перевозка одной тонны груза через Клайпедский порт обходится дешевле на 5 долларов, чем через Вентспилс – прим. авт). Выведенная дифференцированная ставка зависит от объемов перевозки. Когда в 2006 году объем перевезенных калийных удобрений превысил 2 млн тонн, ставка снизилась. В этом году мы планируем преодолеть рубеж в 3,5 млн тонн. И литовская сторона вновь снизит для нас тарифную ставку. Стоит заметить, что через литовские порты перевозятся также российские и украинские грузы, но их доля очень мала – всего 1%. Поэтому Литва очень заинтересована в перевозке белорусских грузов. Кроме того, росту объемов поставок белорусских товаров на литовский рынок будет способствовать еще большая диверсификация экспорта.

ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ, НЕ ХВАТАЕТ СЕРТИФИКАЦИИ

– В структуру белорусского экспорта в Литву входят и товары народного потребления. Что из этой группы реализуется в Литве, и на что есть спрос?
– Порядка 20 млн долларов в экспорте в Литву составляют готовая одежда и текстильные принадлежности (ткани), в т.ч. и за счет выполнения давальческих заказов. Большой спрос на верхнюю женскую одежду («Элема», «Калинка», «Юнона»). В хозяйственных сетях присутствуют холодильники «Атлант», газовые плиты, керамическая плитка трех белорусских заводов. Широко представлена сантехника «Керамин», гомельские и минские обои, ряд товаров хозяйственного назначения. 20% литовского рынка занимает минеральная вода «Дарида».

В ряде случаев, как и с продукцией сельхозмашиностроения, росту объемов экспорта препятствует отсутствие требуемой сертификации. К примеру, ряд бытовых приборов должен иметь знак европейской сертификации (СЕ). При ее наличии наши предприятия смогли бы беспрепятственно поставлять на рынок свою продукцию, тем самым увеличив в доле экспорта объем товаров народного потребления. Например, порошки «Бархим» сейчас могут успешно конкурировать с ленинградскими, которые стоят на полках хозяйственных магазинов. Похожая ситуация складывается и с продукцией мясо-молочной группы. Есть технический барьер – регистрационный код, позволяющий поставлять продукцию в страны ЕС. При наличии соответствующей сертификации наша продукция была бы достаточно востребована в Литве. По вкусовым качествам она ничем не уступает литовской. Более того, как признаются многие, наша продукция более натуральная за счет минимального содержания всевозможных добавок и заменителей, а потому более вкусная и полезная. Не сомневаюсь, что наши сырокопченые и сыровяленые колбасы успешно дополнили бы на рынке литовские аналоги, которые созданы по новым технологиям и имеют долговременный срок хранения.

– Есть ли примеры нейтрализации проблем, связанных с сертификацией товаров?
– Требуемую сертификацию на свою продукцию имеет литовско-белорусское предприятие «МАЗ-Балтия», которое специализируется на сборке и продаже грузовых автомобилей. МАЗ имеет статус машины, собранной в ЕС, благодаря тому, что более 60% комплектующих, которые используются при сборке машин, куплены в странах Европейского союза. Например, из Германии завозятся двигатели, коробка передач. Шины, по желанию заказчика, также европейские, как и используемая на МАЗах и тормозная система.

– Как влияет статус машины ЕС на объем продаж?
– Еще несколько лет назад на литовский рынок поступало от 40 до 60 грузовых машин. В прошлом году на ЗАО «МАЗ-Балтия» было собрано 300 машин, 50% из которых купила Литва, а остальные были отправлены в Эстонию, Латвию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Испанию.

В целом, подводя итоги сказанного в отношении внешней торговли, хотел бы отметить, что литовский рынок насыщен всеми без исключения видами товаров и промышленной продукции. Поэтому в условиях высокой конкуренции решающим фактором для присутствия белорусской продукции на рынке становится настойчивая и грамотная работа белорусских предприятий по продвижению своей продукции на зарубежные рынки, в т.ч. маркетинг, качество, цена, соблюдение договорных обязательств и другие факторы.

За 7 месяцев транзит литовских грузов по Беларуси вырос на 70%. Калийных удобрений за 7 месяцев этого года перевезено в 2 раза больше (1 млн 700 тыс. тонн), чем за аналогичный период прошлого года. В целом по итогам года планируется выйти на уровень 2,5 млн. В Литву также поступают нефтепродукты, мазут, сахар-сырец, зерно, комбикорма, рыба. Большую лепту в экспорт белорусских грузов вносит функционирующий поезд контейнерного типа «Викинг». Перевозка контейнеров в 2005 году увеличилась по сравнению с 2004 годом в 6 раз, а в 2006 году в сравнении с 2005-м – еще в полтора раза.

Оставить комментарий