ДАМ, НО НЕ ВАМ

Более 7 миллионов белорусов имеют различные льготы. Из республиканского бюджета на содержание этой армии льготников расходуется 550 миллиардов рублей. Только уходят эти деньги зачастую совсем не туда.

Первые попытки упорядочения льгот были сделаны в 2001 году, когда ввели практику оказания адресной социальной помощи (АСП). Материальная поддержка оказывается лишь определенным категориям семей и одиноко проживающим гражданам, доходы которых не достигают 60% бюджета прожиточного минимума (БПМ), т.е. менее 128.390 бел. руб. (с 1 августа).

Но, как показала практика, нововведение имеет свои слабые стороны. Например, категорийный подход при назначении АСП и низкий охват малообеспеченного населения – только 1,3% из всех нуждающихся.

Низкая эффективность АСП (размер ежемесячного социального пособия на одного получателя в среднем равен 19.734 рублям) вызывает сомнения по поводу рационального использования средств. К тому же, кроме АСП, есть и другие государственные социальные программы, по которым идет помощь нуждающимся. Зачастую происходит дублирование этих форм помощи. Это, в свою очередь, отражается на социальной справедливости и порождает иждивенчество. Другими словами, льготами пользуются люди, в них нуждающиеся.

Разница между шилом и мылом

Проект постановления Совета Министров, подготовленный специалистами Министерства труда и социальной защиты, как раз направлен против дублирования социальной помощи и призван сделать государственную поддержку нуждающихся более справедливой. Проектом постановления предлагается включить в систему АСП все семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, а не только многодетные и неполные, как было раньше. Также предлагается включить семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства.

Предлагается установить единый порядок учета доходов, единую методику расчета среднедушевого дохода семьи и одинокого гражданина для таких видов социальных программ как ежемесячное и единовременное пособие, льгот по оплате за пользование школьными учебниками, льгот по оплате на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, безналичных жилищных субсидий.

В составе совокупного дохода семьи и одинокого гражданина предлагается учитывать не только трудовые и иные доходы, но и денежные эквиваленты всех видов льгот, привилегий и поступлений в натуральной форме. Также, согласно проекту, будут учитываться даже потенциальные доходы от использования семейной собственности и земельных участков.

Предлагается также установить ряд условий, при которых АСП не может назначаться. В качестве иллюстрации приведем такой пример: официальные доходы семьи инвалидов таковы, что они относятся к категории нуждающихся. Но у них есть вторая квартира, которую сдают внаем и получают за это солидную сумму. По предлагаемым новым подходам к оказанию АСП такой семье будет отказано в предоставлении пособия.

Адресная социальная помощь не должна быть пожизненным пособием: вводится предельный период ограничения получения АСП – не более 6 месяцев в году. В то же время особо нуждающиеся люди могут получить единовременную помощь в размере 5 бюджетов прожиточного минимума. Предполагается, что это позволит отсеять иждивенцев.

Кстати, проектировщики отмечают, что дополнительных средств для реализации этого постановления не потребуется. Сумма останется той же – изменится структура распределения адресной социальной помощи. Таким образом, можно надеяться, что помощь государства получат на самом деле нуждающиеся.

Оставить комментарий