ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ВОЙНЫ

Белорусско-российская торговая война набирает обороты. Вслед за сертификацией мясных предприятий со стороны российских ветслужб ожидают своей очереди и предприятия молочной продукции. С января по июнь 2007 года белорусские мясокомбинаты уже потеряли 36% российского рынка.

МОЛОЧНЫЙПЕРЕДЕЛ

Белорусские молочные предприятия готовятся к проверкам Россельхознадзора, которые, предположительно, начнутся в конце августа – начале сентября 2007 года. Такое заявление сделал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил САВЕЛЬЕВ.
«У нас созданы группы и комиссии внутри республики, которые занимаются подготовкой к инспектированию данных предприятий. У нас есть перечень вопросов и требований, которые предъявляются к инспектированию», – подчеркнул замминистра.
Проверки проводятся в связи с тем, что с 1 октября 2007 года ввоз в Россию молочной продукции будет разрешен только с предприятий, аттестованных российскими ветеринарными специалистами.

Доля экспорта молочной продукции, по официальной белорусской статистике, в общем объеме поставок предприятий Минсельхозпрода составляет около 64%, мяса и мясопродуктов – около 22%. Так что молочная война грозит куда большими потерями, нежели мясная. Особенно, если учесть, что львиная доля экспорта идет именно в «братскую» Россию. Недаром и МИД, и Минсельхозпрод заранее начали готовиться к обороне своих российских рынков.

Еще 10 мая 2007 года Министерство иностранных дел выдало Минсельхозпроду и облисполкомам полную справку по молочным рынкам, на которые может «протечь» белорусское молоко и молочные продукты. «Для продвижения белорусской молочной продукции наиболее привлекателен российский рынок. В связи с тем, что собственное производство в России не обеспечивает потребности рынка, импорт молочной продукции в страну ежегодно увеличивается. Вместе с тем, в связи с ростом закупочных цен на молочное сырье, а также увеличением производственных расходов из-за повышения цен на энергоресурсы, сохранить ценовую конкурентоспособность белорусских молочных продуктов на российском рынке становится затруднительно (в особенности это касается сливочного масла). Для удержания позиций на рынке требуется осуществить комплекс мероприятий по снижению себестоимости продукции, повышению ее качества, использованию современной упаковки, усилению маркетинговых служб и проведению рекламной кампании. В противном случае экспорт молочных продуктов из Беларуси в Россию может сократиться уже в 2007 году», – заявляет МИД в докладной записке.

МЯСНЫЕ ПОТЕРИ

Аналогичный порядок с 1 апреля этого года действует в отношении мяса и мясопродуктов. М.Савельев напомнил, что инспекции мясоперерабатывающих предприятий Беларуси завершились тем, что из 37 проверенных мясокомбинатов аттестованы уже 25. Причем в этот перечень вошли практически все крупнейшие экспортеры.

Руководитель аналитического центра «Стратегия», профессор Леонид ЗАИКО утверждает, что за полугодие белорусская мясная промышленность уже потеряла 36% российского рынка. Если сравнивать этот показатель с прошлогодним, то в 2006 году был отмечен прирост продаж белорусской мясной продукции на необъятные российские рынки в 32%. Экономист заявляет, что, по сути дела, Беларусь отброшена на два года назад по показателям продаж мяса и мясных изделий в соседнюю страну.

Те же последствия, судя по всему, ожидают и молочную промышленность страны. За первое полугодие 2006 года прирост продаж молока и молочной продукции в Россию составлял 64%, за первое полугодие 2007 года – только 4%. Российский рынок пока сохраняется, но наступила фаза контроля за качеством продукции.

Если брать конкретные показатели по группе продовольственных товаров, то поставки мясной продукции в Россию неуклонно снижаются. Если за первое полугодие 2006 года Беларусь продала великой соседке мороженой говядины на сумму в 64 миллиона долларов, то в нынешнем году – на 42 миллиона; по белорусской свинине нанесен еще больший удар: первое полугодие 2006 года – продано свинины на 40 миллионов долларов, в нынешнем году – на 12 миллионов. Падение продаж, судя по всему, связано с подозрениями россиян, что Беларусь реэкспортирует польскую свинину.
Сократилась покупка и домашней птицы: в прошлом году россияне закупили 3 миллиона тонн, в нынешнем – 2 миллиона.

САХАРНО-КОНДИТЕРСКИЕ ПОТЕРИ

Ситуация с сахаром понятна и прогнозируема: за полугодие 2006 года мы продали россиянам сахара на 67 миллионов долларов, в нынешнем – на 24 миллиона. Здесь ничего непонятного нет: российское сахарное лобби настойчиво вытесняет с необъятного российского рынка своих конкурентов.
Несет невосполнимые потери и белорусская кондитерская промышленность. За шесть месяцев 2006 года белорусы поставили в Россию кондитерских изделий на сумму в 9,5 миллиона долларов, за полугодие текущего года – на 5,5 миллиона долларов.

МОЛОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Точных прогнозов по конкретной молочной продукции нет. Известно, что в 2007 году практически на четверть снизились продажи в Россию молока и сливок сгущенных, в то же время с начала года продано в Россию на 18 миллионов долларов свежего молока и свежих сливок. Очень хорошо идет продажа продовольственного сыра и творога, отмечает Леонид Заико: с начала года указанной продукции продано на 108 миллионов долларов (в 2006 году – на 71 миллион).

Оставить комментарий