ТРУДЫ ЮЗЕФА БУЛЬКИ. Мосарский ксендз “танчит” с молодежью на дискотеке

За многовековую историю о местечке Мосар, что в Витебской области, безусловно, сложены легенды. Образ жизни, который на протяжении вот уже 17 лет прививает местным жителям ксендз Юзеф Булька, многим кажется современной легендой.

Женская собственность

Местечко Мосар переходило от одного шляхетного рода к другому в качестве приданого жен. Владели Мосаром не последние люди Великого княжества Литовского. Одним из самых известных владельцев на протяжении двух столетий был род Бжестовских. А последними владельцами Мосара до установления советской власти были представители рода Пилсудских, один из которых женился на паненке из рода Бжестовских.

Панский дворец был построен в Мосаре в конце XVIII века. Роберт и Анна Бжестовские пригласили, как тогда было модно, итальянских архитекторов. Фасад дворца выглядел скромно, а вот внутреннее убранство было роскошным. Королевский, большой, зеркальный залы оправдывали свои названия. Королевский зал был украшен барельефом герба «Пагоня», королевской короной, а охранял все это орел с оливковой веткой в когтях. Была во дворце и китайская комната – тоже дань моде того времени.

По традиции, рядом с усадьбой разбивался парк. Его гордостью и украшением была дубовая аллея.

Во время Первой мировой войны дворец сгорел. В 1918 году бесследно исчезли богатые дворцовые украшения, камин, паркет.

Стены сгоревшего дворца в печальном молчании простояли до Второй мировой войны. Единственным свидетелем былого величия являлась чудом сохранившаяся вмурованная табличка, сообщавшая, что в нем останавливался Стефан Баторий, когда шел в военный поход на Псков.

Дорога к храму

Мосар показывали в телепередаче «Путешествие дилетанта», о нем писали многие коллеги. В один из выходных я отправилась на экскурсию по Беларуси, маршрут которой пролегал через местечко Мосар.

Путешественники в нашем автобусе были подготовленные: все знали, что в нашей стране много красивых мест. Однако по-настоящему европейским великолепием Мосара мы все были потрясены.

Современное возрождение Мосара связывают с именем ксендза Юзефа Бульки. Семнадцать лет назад он приехал в Мосар и увидел типичную для того времени картину: пройти к костелу можно было только в резиновых сапогах. Ксендз быстро сообразил, что самое необходимое для благоустройства местечка – хорошая дорога. Но колхоз в то время не мог позволить себе такие расходы. Тогда ксендз продал свою квартиру и начал строительство дороги. В прямом и переносном смысле это оказалась дорога к храму.

Затем началась активная работа по благоустройству местечка. Ксендз Юзеф Булька считает, что человека воспитывает красота. А в грязи только грязь и заводится. Красота не требует больших средств, а только работы. Имея образование агронома, пан ксендз вез семена цветов, саженцы деревьев и обустраивал прикостельную территорию.

Сначала жители смотрели на Юзефа Бульку как на чудака, а потом и сами начали потихоньку украшать свои усадьбы. Теперь все местечко просто утопает в цветах. Только моих любимых лилий в Мосаре почти два десятка видов. Даже из Ботанического сада приезжали к пану ксендзу за редкими видами растений. Много лет назад ксендз первым пришел на запущенное местное кладбище и начал приводить в порядок могилы людей, у которых в местечке уже не осталось родственников. Вскоре ему стали помогать местные жители. Теперь кладбище поражает своей ухоженностью.

В Мосаре мы не увидели ни одного праздно шатающегося взрослого. Все куда-то спешили, все заняты делом. Бабушки, совершающие обход своих цветочных владений, – а за каждым прихожанином закреплен участок возле костела - доброжелательны к экскурсантам. А еще мы поняли, что у всех бабушек много внуков. Ребятня с лукавством в глазах наблюдала за экскурсантами, удивленно рассматривающими таблички с надписью: «Пожалуйста, топчите и рвите только сорняки». Собственно, эти предостережения рассчитаны на гостей Мосара. У местных жителей очень трепетное отношение к красоте, созданной своими руками.

По-настоящему весело только без водки

Ксендз знает, что внешняя красота мало что значит, если в душе черно. В борьбе за души своих прихожан ксендз объявил войну пьянству. Хочешь венчаться? А на свадебном столе водка будет? Ах, так, но тогда, извини, венчать я тебя не буду. Такой же разговор был с теми, к кому в дом пришла беда, – умерли близкие люди. Не сразу, но люди согласились с требованиями пана ксендза: на поминках надо скорбеть, а не напиваться до безумия. Новый уклад жизни убедил сельчан, что счастье, радость и веселье не в водке. Особую заботу ксендз проявляет о молодежи. Даже на дискотеках танчит вместе с юными прихожанами! А недалеко от костела не без участия ксендза построен стадион, который никогда не пустует: не только дети, но и взрослые приобщились к спорту и здоровому образу жизни. Все жители местечка приложили руки и душу к созданию музея мосарской парафии. В двухсотлетнем здании собраны бильярд, старинные часы, посуда. Здесь много фотографий сельчан, некоторые передали музею свои боевые и трудовые награды. В этом музее вся история местечка, вся жизнь его жителей во всем многообразии.

Прикостельная территория поражает обилием скульптур, водоемов, фонтанов, мостиков. Копию увиденной в Италии скульптуры «Оплакивание Христа» Юзеф Булька заказал белорусским мастерам, и теперь она стоит перед костелом. Возможно, самое ценное произведение искусства в Мосаре – памятники с крестами, выполненные местным жителем Александром Колбасичем. В подростковом возрасте его угнали в Германию на принудительные работы. Там он увидел похожий памятник, который просто запал в душу пареньку. После войны вернулся на родину и только через несколько десятилетий осуществил мечту – собственноручно смастерил памятник.

В Мосаре есть небольшой женский монастырь. Прихожанка завещала свой дом парафии, и теперь в нем живут монахини. В основном они помогают больным прихожанам и занимаются с детьми.

Образ жизни, который так настойчиво ксендз Юзеф Булька прививал жителям местечка, пришелся по душе и светской власти. Возле здания правления колхоза бьет весельем фонтан, да и экономические показатели неплохие: работа и хороший заработок в системе жизненных ценностей прихожан костела святой Анны занимают не последнее место.

Жить надо дома

В Мосаре было ощущение, будто попали в маленький кусочек рая на грешной земле. Кажется, ароматы мосарских цветов привезла с собой в Минск. А через несколько дней шла по балкону торгового дома на Немиге – там тоже много цветов, они радовали глаз. И как удар слова, сказанные женщиной средних лет: «О, панасадили тут цветов, как будто жизнь у нас такая хорошая». Ее подруга тоже гневалась: «Вот лучше б людям денег добавили, а то все ремонтируют, украшают, цветы сажают, а толку?» А толк есть. И людей спасает красота! Прошлой весной я ездила в гости к родственникам своей подруги. Они живут в Минской области. Нормальная семья, все работают, дети учатся. А вот соседи… Тоже работали, но как-то спустя рукава. Муж пил. Дом запущенный, забор покосился. Трое детей ходили в школу, но учились без всякого энтузиазма. А недавно, снова приехав в гости, я подумала, что в соседнем доме поменялись хозяева. Ровный забор, свежевыкрашенный дом, в огороде полно цветов, и окна, и веранда, и крыльцо, и даже колодец тоже украшены цветами. Самыми простыми, которые есть в любом огороде: настурция, метеола, наготки, гвоздики, мальвины. Вместо цветочниц – обрезанные пластиковые бутылки. Оказалось, что хозяева дома впервые за 8 лет съездили в столицу и «заразились» красотой. Да так, что за ремонтом, украшательством дома и подъемом своего подсобного хозяйства хозяину некогда стало пить. И если в прошлом году старшая дочка была намерена уехать в Минск, «чтобы вырваться», то теперь она серьезно думает о том, когда же лучше поступать учиться на агронома: после 9 класса или сразу в институт. Оказывается, «если знать как, то можно такую красоту вырастить».

- А как же Минск, с его возможностями? – спросила я у девочки.

- А что Минск? Вот нам теперь если надо, то мы едем туда, братика врачам показываем, покупаем что-нибудь, в парк Горького ходили, и возвращаемся домой. Жить надо дома… И можно сделать по-своему красиво, не хуже чем в Минске.

3
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

Танчит? Это всмысле что закрыл клуб???? Я не понимаю только почему... Ведь тогда Булька не хочет чтобытуда приезжали.а хочет чтобы приезжали экскурсии и давали ему только деньги. Ему не нужны жители и их счастье, а ему нужны деньги. Не понимаю. ведь он же ещё деньги на пожертвования собирает. Только зачем? И так там все отреставрировано. Насчет дома где живут монашки.... Их вроде бы только 3 живут! Представляете, и такой огромный дом все во лишь для трех человек. Ему то хорошо.... А остальным, то есть жителям? Я понимаю что красиво и это конечно все замечательно, но как же люди????

Анонимно

В ответ на пост от 2007-02-28 17:09:41

Дружище, у Вас прям пунктик пересчитывать чужие деньги и метры жилплощади. Постройте себе большой дом и живите в нём, Бога ради, или вам Булька должен выстраивать, пока вы по танцулькам прыгать будете? 🙂

"Ему не нужны жители и их счастье, а ему нужны деньги."
Не стоит судить о людях лишь по себе и своему кругу общения.

"...но как же люди????"
Рыдаю... 🙂

Любая критика имеет право на существование.
При условии, что она конструктивна.

Татьяна 26.08.2010

В этом году побывала на экскурсии в Мосаре. Поражена красотой и ухоженностью прилегающей к костелу территории. Экскурсовод рассказала, что все это чудо Ю.Булька начал создавать в свои 60 лет. В очередной раз убедилась, что никогда не поздно что-либо начать. Восхищаюсь этим человеком - столько оставил потомкам