БЕСКРОВНЫЕ ВОЙНЫ

Термин «баннерная война» (состязания транспарантов) придумали журналисты, и большинству фанатов он не нравится. Акции, что проходят на трибунах во время футбольных матчей, сами фанаты чаще всего называют «хореографией» или «перфомансом». Однако тот факт, что баннеры чаще всего появляются на матчах самых непримиримых соперников, так называемых «дерби», позволяет, пусть и с некоторой натяжкой, назвать это явление «войной».

ЧЕМ УМНЕЕ, ТЕМ ЦЕННЕЕ

Итальянские ультрас – одно из самых ярких суппорт-явлений в мире. Итальян­ский фанатизм как социально-культурный феномен зародился в 60-х годах прошлого века. Наряду с массовыми драками, хулиганством и взаимной ненавистью появились и транспаранты. Впрочем, уже тогда баннеры стали прежде всего оружием остроумия: чем они интеллектуальнее, тем ценнее. Хотя встречались и провокации. Так, в те времена среди фанатских группировок «Интера» была одна под названием «Извращенцы». Вот они-то и прославились разного рода провокациями. Однажды, к примеру, разделись догола на матче, а еще отличались расистскими взглядами, в том числе и в отношении игроков собственной команды.

В Италии до сих пор баннеры – действенное оружие, цель которого – ударить соперника в больное место. Самый наглядный пример – прошлогоднее дерби «Интер» – «Милан». Болельщики «Интера» не простили знаменитому «зубастику» Роналдо – некогда кумиру «черно-синих» – переход в стан злейшего врага. Когда бразилец вышел на разминку, на трибунах появился баннер: «КЛОУН ПРИБЫЛ!», сопровождаемый жутким свистом. Следом возник плакат, на котором были изображены бразилец, сверкающий мощной лошадиной улыбкой, и исполненный глубокой печали вице-президент «Милана» Галлиани. Надпись гласила: «ХОРОШО, ЧТО НАС НЕ ЗАСТАВИЛИ ПЛАТИТЬ ЗА КАЖДЫЙ ЕГО КИЛОГРАММ» (намек на проблемы с лишним весом у Роналдо). «Миланисты» же вплоть до прошлого сезона с видимым удовольствием глумились над «интеристами» в связи с турнирным бессилием их команды, более 15 лет не выигрывавшей чемпионат страны.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Баннеры, помимо Италии, крепко прижились в соседней с нами России. Бескровные войны между самыми принципиальными соперниками – «Спартаком», «ЦСКА», «Локомотивом», «Динамо» и «Зенитом» – это уже целое явление. «Смысл баннера не только в том, чтобы поддержать команду, но и в том, чтобы показать уровень самих фанатов», – говорит Иван, лидер самой большой спартаковской фанатской группировки Fratria.

Вот пример «баннерной» перепалки на матче «Спартак» – «Локомотив». Начинают «красно-белые» с классической железнодорожной темы: «ЛУЖНИКИ». КОНЕЧНАЯ. ПОЕЗД ДАЛЬШЕ НЕ ИДЕТ. ПРОСИМ ОСВОБОДИТЬ ВАГОНЫ!» – и «спартаковец» ногой тормозит поезд. Как только «Локо» забивает гол, на локомотивской трибуне появляется потрепанная спартаковская эмблема с печатью: «ИЗГОТОВЛЕНО 1922. ГЛУБОКАЯ ЗАМОРОЗКА». А под ней надпись: «ГОДЕН ДО: 2001» (год последнего чемпионства «Спартака»). А вот так незамысловато, но точно болельщики «ЦСКА» на матче со «Спартаком» отреагировали на снятие с чемпионата России хоккейного «Спартака» – «ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ». Правда, бывают и промахи. На одном из матчей болельщики «Локомотива» вывесили огромное полотно в виде крепостной стены с надписью «КРЕПОСТЬ НАШЕГО ДУХА». Но, во-первых, на изображенных на полотне воротах отсутствовали замки или засовы, а во-вторых, в нем оказались две дырки: по иронии судьбы именно столько голов «Локомотив» и пропустил в том матче.

Хороший баннер может стоить около 5 тыс. долларов. А целое представление на трибуне может обойтись тысяч в 30. Нужную сумму собирают различным способом. Иногда сбрасываются все члены группировки, иногда баннеры проплачивают сами игроки, как это делали спартаковцы Аленичев и Титов, а случается, как в «Локомотиве», деньги выделяет клуб. Так или иначе, финансов и энтузиазма на подобные акции хватает всегда. Главное, чтобы все было цивилизованно, а надписи на баннерах не унижали ничье достоинство. Разве кто-то будет против ТАКИХ войн?

ЛУЧШИЕ БАННЕРЫ РОССИИ
(версия «ЭН»):

«ЛЮБИТЕ «СПАРТАК» В СЕБЕ, А НЕ СЕБЯ В «СПАРТАКЕ». Такой баннер болельщиков «Спартака» заденет любого уважающего себя профессионала. Не секрет, что за деньги в Россию сегодня едут играть многие, а вот за честь клуба сражаются единицы.
«МУТКО НА цаРФСтво» (РФС – российский футбольный союз – прим.авт.). «ЕГОР – ТЫ НА100ЯЩИЙ!» (забил сотый гол в карьере – прим.авт.). Здесь болельщики блеснули оригинальностью.
«СОБЕРИ 20 НИЧЬИХ И ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ В СЛОВАКИЮ». Теперь уже бывший тренер «Сатурна» словак Вайсс бил все мыслимые и немыслимые рекорды по количеству матчей, сыгранных вничью. Баннер оказался не только оригинальным, но и пророческим. «БИЛЕТ В РИГУ ЗА НАШ СЧЕТ» – из той же оперы, но более жесткий, с давлением на бывшего тренера «Спартака» латыша Старкова, которого он в итоге не выдержал.
«ГОЛЛАНДСКИЙ ПЛАН». На баннере изображен тренер «Зенита» голландец Дик Адвокат в окружении бомжей (этим же словом в болельщицкой среде именуют игроков и болельщиков «Зенита» – прим.авт.), прикуривающий от зажигалки с надписью «Газпром». Намек на крупнейшую в мире газовую компанию, ставшую владельцем «Зенита».
«С ДНЕМ РРождения!». Так болельщики «Амкара» поздравили главного тренера любимого клуба Рашида Рахимова.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о