ЗАКОНОДАТЕЛИ ПОМИРЯТ ПРОДАВЦОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

Министерством торговли и Палатой представителей разработан проект изменений и поправок к Закону РБ «О защите прав потребителей» 2002 года, которые позволят решить вопросы правоприменительной практики и приведут нормы Закона в соответствие с другими законодательными актами.

Какие дополнительные права получат покупатели, для читателей «ЭН», комментируют заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ольга КРАВЦОВА и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна БУРОВА.

Предлагаемые нормы больше будут касаться импортеров и дилеров, работы гарантийных мастерских, продажи товаров через интернет-магазины и др. Ведь по истечении срока предъявления претензий к продавцу на ввезенный иностранный товар покупатель остается практически беззащитным. Зарубежный производитель из Европы или Японии для него недоступен или вообще может отказать удовлетворять требования белорусского потребителя в добровольном порядке. Не будешь же с ним судиться неизвестно по какому законодательству, да и сама пошлина за подачу искового заявления, к примеру, в Германию будет намного выше стоимости товара. Плюс адвокат, разъезды… Поэтому с введением такой нормы мы сможем потребовать уже от импортера или дилера ремонта или замены бракованного или некачественного товара, а то и возврата уплаченных денег.

Дилер или импортер обязаны сделать не только ремонт и обслуживание поставленной технически сложной продукции, но и обеспечить выпуск и поставку запчастей в течение указанного срока службы товара, а если такое отсутствует – в течение 10 лет со дня продажи. Кстати, такая гражданско-правовая ответственность давно введена в других странах, уже три года она работает в российском законодательстве о защите прав потребителей. Так что здесь мы не одиноки, есть у кого учиться.

Много, мягко говоря, на практике недоразумений с гарантийными мастерскими. Сейчас при обнаружении недостатков товара в гарантийные сроки наш покупатель обычно обращается напрямую в ремонтную мастерскую, не ставя в известность производителя или продавца. Но если потом «гарантийка» производит ремонт некачественно или нарушает его сроки, то истребовать с нее неустойку или тем более возмещение убытков почти невозможно.

Очередное изменение относится к продаже продукции через интернет-магазины, где полно неразберихи, а то и простого обмана и крупного мошенничества. Поправки предлагаются такие: еще до заключения договора покупателю должна быть представлена различная и многочисленная информация. Это наименование продавца, номер и срок действия лицензии, госорган, выдавший ее, сведения об основных потребительских свойствах и качествах товара, цена, сроки годности, хранения, гарантийные сроки, даже время действия предложения о заключении договора. Обезопасит потребителя и такая вводимая норма: если при доставке товара информация о порядке и сроках его возврата не была предоставлена в письменном виде, то потребитель вправе отказаться от него в течение трех месяцев со дня его передачи.

В этих поправках первоочередная задача, конечно, защитить покупателя. Несмотря на то, где и как был куплен товар: через ознакомления с рекламой, буклеты и проспекты или в обыкновенном магазине, после принятия этих изменений потребитель будет еще больше защищен.

Но сегодня все чаще раздаются пока робкие голоса в защиту продавцов и изготовителей от чрезмерно грамотных покупателей. Так называемых потребителей-экстремистов. И это предусмотрели инициаторы и разработчики будущего документа. Ведь всякое бывает в жизни. Иногда в магазин возвращают простой электроприбор как неисправный, успев достаточно попользоваться им. Хватает завышенных требований и по услугам. Так, полетев в Турцию в начале сезона за 300-400 долларов, по возвращении «туристы» бездоказательно требуют компенсацию за плохое питание и чуть ли не отравление. И некоторые компании их удовлетворяют, боясь больше потерять на судебных исках. Этим они создают нездоровый прецедент.

Поэтому законодатели в целях соблюдения всех интересов решили уточнить порядок возмещения ущерба заявителю. Так, он должен предъявить документы, которые подтверждают размер заявленных к возмещению убытков или дополнительных затрат, к примеру, по транспортировке, сборке и монтажу товара.

В проекте еще раз уточняются условия по исчислению гарантийных сроков на сезонные товары и удовлетворения требований потребителя о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных денег за некачественный товар. Ведь на сегодня это можно сделать в течение семи, а при необходимости проведения товароведческой экспертизы четырнадцати дней.

Нововведение коснулось услуг общественного питания, где нам по требованию должны предоставить информацию о составе не только первичных продуктов, но и произведенных блюд, кулинарных изделий. Одним словом, что указано в меню.

Безусловно, хорошо то, что закреплена обязанность по маркировке товаров штриховым идентификационным кодом, но в предусмотренных законодательством случаях. Надо отметить с положительной стороны и возврат в правовое потребительское поле взаимоотношений, связанных с долевым строительством многоквартирных жилых домов. В последнее время законные иски дольщиков суды не принимали. И это надо считать победой разработчиков и законодателей.

Тревожит в документе то, что возросло количество отсылочных норм. Но их и так было достаточно в Законе РБ «О защите прав потребителей» 2002 года. Теперь уже Совмин будет определять порядок осуществления контроля общественными организациями потребителей в сфере торговли, бытового и других видов обслуживания.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz