ПОЭТАПНО К ЦЕЛИ

Новый Казахстан будет выбирать по-новому

Совсем скоро, 18 августа, в Казахстане состоятся парламентские выборы. Они станут еще одной значимой вехой на пути к коренному реформированию республики.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Напомним, 16 мая 2007 г. президент Казахстана Н.Назарбаев на совместном заседании Палат Парламента внес на рассмотрение парламентариев проект конституционных поправок к действующей Конституции РК. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» вступил в силу 21 мая. Следующим шагом стало принятие сопровождающих документов – пакета конституционных законов – «О Президенте Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О выборах в Республике Казахстан», являющихся законодательным фундаментом общественно-политической системы страны. Конституционная реформа затронула буквально каждую сторону общественно-политической жизни страны.

ВЫХОД ИЗ КОЛЛИЗИИ

В то же время оказалось, что новая конституционная реальность ограничивалась легитимным сроком действия полномочий Мажилиса – Нижней Палаты Парламента третьего созыва – до 2009 года. Возникшая политико-правовая коллизия была расценена обществом как барьер процессу политической модернизации, поэтому 61 депутат Мажилиса Парламента (80% состава Нижней Палаты) 19 июня в инициативном порядке принял обращение к Президенту о роспуске Мажилиса третьего созыва и назначении досрочных парламентских выборов. Теперь выборы будут проходить по партийным спискам и состоятся 18 августа. При этом в депутаты Мажилиса будут выдвинуты 9 представителей от Ассамблеи народов Казахстана – уникального представительства различных этнических групп страны, выборы их кандидатов назначены на 20 августа 2007 года. Выборы в Парламент будут совмещены с выборами в местные представительные органы – маслихаты.

ПОПУТНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ

Неудивительно, что определенных корректировок потребовала и старая избирательная система. И руководство Казахстана подошло к этой проблеме со всей ответственностью. Центризбирком принял ряд важных постановлений, касающихся организации выборов.

В частности, установлены формы избирательных документов по выборам депутатов Мажилиса Парламента; установлена форма списка избирателей; утвержден стандарт­ный объем сведений о политических партиях, выдвинувших партийные списки, кандидатах в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана и кандидатах в депутаты маслихатов.

Кроме того, утверждена Инструкция о порядке изготовления и выдачи открепительных удостоверений на право голосования, которая детально регламентирует процесс изготовления и выдачи открепительных удостоверений, а также содержит положения, направленные на повышение ответственности избирательных комиссий, осуществляющих выдачу открепительных удостоверений, а также на обеспечение эффективного контроля и отчетности.

Отдельно установлена и степень защиты избирательных бюллетеней. При этом глава Центризбиркома отметил, что на предстоящих выборах все избиратели получат три разных бюллетеня. Один из них предназначен для голосования за политическую партию на выборах депутатов Мажилиса Парламента РК. Второй – это бюллетень, с помощью которого можно проголосовать за кандидата в депутаты областного маслихата. Третий бюллетень предназначен для голосования за кандидата в депутаты районного или городского маслихата.

ПРОЗРАЧНО И ОТКРЫТО

В целях обеспечения прозрачности выборов ЦИК заявил об открытии института наблюдателей иностранных государств и международных организаций на выборах депутатов Мажилиса и депутатов маслихатов РК.

Еще одним важнейшим документом, который принял Центризбирком, являются Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан. Согласно им, сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем на 10-й день после официального опубликования решения о назначении выборов (т.е. не позднее 2 июля 2007 г.), а также представлены республиканскими СМИ в Центральную избирательную комиссию РК, региональными СМИ – в соответствующие территориальные и окружные по выборам депутатов маслихатов избирательные комиссии.

***

Заявить о начале реформ несложно. Гораздо сложнее добиться намеченных целей. Казахстан идет к ним постепенно и неуклонно, с каждым днем приближая желаемый результат.

Оставить комментарий