СЕРГЕЙ ОВЧИННИКОВ: «ИХ МАЛО ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОТ ЖЕНЩИН»

Эта шутка настолько стара и живуча, что поневоле задумываешься, а смешна ли она вовсе.
Непонятно, что в ней выглядит более беспомощно: женщина за рулем или закомплексованность и бахвальство мужчин. Действительно ли женщина-водитель настолько глупа и нерасторопна, корреспондент «ЭН» разузнала у, пожалуй, самого известного инструктора страны Сергея ОВЧИННИКОВА, мастера спорта по автоспорту, руководителя высшей школы водительского мастерства Университета физической культуры.

НА ДОРОГЕ НЕВАЖНО – МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА

– Сергей Олегович, ваши курсы женщины посещают равно, как и мужчины. Можно ли сказать, что дамы недостаточно сообразительны в управлении автомобилем?
– Есть очень опытные женщины-водители, до которых многим мужчинам очень далеко. На дороге нет такого понятия, как мужчина или женщина. В правилах есть водитель, который без половых разграничений должен действовать адекватно ситуации. Уверен, женщины более осторожны и аккуратны за рулем. Они, в отличие от мужчин, редко позволяют себе баловство или экстрим на дороге.

– Насколько сильно разница в образе наших мышлений сказывается на манере вождения?
– Очень сильно. При всей своей аккуратности и спокойствии дамы в большинстве своем ведут себя беспомощно в сложных или аварийных ситуациях, зачастую не видят выхода из них, когда для мужчин (повторюсь, не всех) выход очевиден. Женщины редко понимают физику движения (особенно задним ходом), порой не способны отследить движение сразу нескольких объектов. Но когда дама-водитель с опытом нарабатывает рефлексы (что и в какой момент нужно делать), понимает, как управляется ее автомобиль, может предсказать экстремальную ситуацию и знает, как выйти из нее, она становится более надежным водителем, чем мужчина, поскольку женщины изначально не склонны создавать соревнований на дороге.

– Но стереотип «баба – не водитель» для многих мужчин очевиднее женских талантов.
– К сожалению, многие водители-мужчины очень болезненно воспринимают обогнавшую их женщину. Для них это унижение сильнее, нежели быть опереженным мужчиной на более мощном автомобиле. Они просто голову теряют: даму обязательно нужно догнать и подрезать. Прямо кровная обида. Мне непонятно это поведение. Таких мужчин даже немного жалко: если они так ведут себя, значит, у них есть проблема с психикой, возможно, комплекс неполноценности. Человек, уверенный в себе, не будет что-то кому-то доказывать. Кстати, есть еще один стереотип о крутых иномарках, гоняющих по городу и нарушающих правила. В реальности большинство владельцев хороших машин ведут себя на дороге достойно и спокойно, а вот подростки на «Жигулях» считают своим долгом подрезать BMW последней серии. Несмотря на то, что в характере любого мужчины сидит соперничество, к стереотипам рекомендую относиться спокойнее: пропустить ребят на «Жигулях», терпимее относиться к неопытному водителю или женщине на дороге, а женщинам, в свою очередь, не реагировать на грубость водителей-мужчин и уж тем более не отвечать на нее хамством. Кто-то из нас в чем-то лучше, кто-то хуже, но нельзя этим пользоваться, чтобы унизить другого. Хотя мужчин понять тоже можно: вождение всегда было их епархией, руль теперь не отличает их от женщин.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ

– Женщины – это маникюр, шпильки, узкие юбки. Совместимо ли все это с управлением автомобилем?
– Некоторые женщины говорят, что управлять машиной в обуви на широком устойчивом каблуке им даже удобнее. Но не на шпильке, которая часто цепляется за коврик и не позволяет вовремя выжимать педали. Здесь все просто: если мешает, то нужно возить с собой сменную обувь. Женщина, отвечающая за свою жизнь и жизнь окружающих, должна сама принять решение, что безопаснее и как ей удобнее.

– Есть ли какие-то вещи, которые в процессе обучения даются женщинам легче, и наоборот?
– В нашей автошколе женщинам наравне с мужчинами приходится по два часа без остановок крутить руль тренажеров, прилагать физические усилия. Дамы утверждают, что за курс они теряют порядка трех килограммов. После, на автодроме, мы заставляем всех ездить как можно быстрее. Не для того, чтобы водители в дальнейшем нарушали правила, а чтобы психологически привыкли к большой скорости, чтобы поняли, как машина может управляться, как действовать в той или иной ситуации. Здесь есть интересное различие.

При обучении мы создаем ситуацию заноса на асфальтовом покрытии при скорости 60 км/ч. Машину разворачивает. Мужчины борются в ней до последнего. Пусть не совсем правильно, но они крутят руль и жмут педали. Женщина очень часто просто хватается за руль и держит его. Некоторые даже совсем отпускают руль: там уж как получится. Женщины чаще мужчин сталкиваются с психологическим стрессом (с машиной что-то происходит!), когда необходимо побороть страх и действовать. В результате отрабатывается рефлекс, когда водитель делает верное действие, даже не обдумав его заранее. Точно так же падающий человек не задумывается о том, что ему было бы неплохо подставить руки. Многие мужчины самостоятельно отрабатывают рефлексы в тихих местах, создавая себе сложные задачи по управлению автомобилем. Женщины напротив боятся перестать бояться. Есть, например, те, которым страшно нажать на тормоз, «потому что машина может перевернуться».

– Может, женщинам стоит уделять больше внимания технической стороне автомобиля?
– Нужно схематично представлять, что и как в машине взаимосвязано.
Когда обслуживать и куда какую жидкость заливать, также важно. Современные машины становятся более сложными. Даже многие мужчины не занимаются ремонтом своего автомобиля. Для этого есть специалисты. Мы пользуемся компьютерами, но не все из нас – программисты.

– Разве сравнимы компьютер и автомобиль? Можно ли до конца подчинить себе машину, полностью контролировать ее, чтобы она в умелых руках перестала быть источником повышенной опасности?
– Управление автомобилем – одно из наиболее сложных и опасных действий. Есть четыре составляющих, которые постоянно меняются: водитель, автомобиль, дорога и среда.
Машина может быть прогретой или холодной, на зимних колесах, всесезонных или летних.
Дорога – мокрой, в снегу или грязи. На ней может быть гравий или песок. Водитель бывает опытным или нет, усталым, невыспавшимся или нездоровым. Погода, в свою очередь, тоже меняется: дождь ли, снег или яркое солнце. Учти мы все эти параметры, всегда остается неизвестная нам ситуация: кто-то резко перестроился или не заметил светофор. Выйти из таких непредвиденных ситуаций помогает мастерство. Но все же существует грань, за которой законы физики не отменить. Опытный водитель всегда рассчитывает, что будет через секунду. В этом случае мы можем сами контролировать безопасность движения. Можно заранее определить, кто агрессивен и опасен на дороге, чтобы избежать неприятностей. Ребята с громкой музыкой, перестраивающиеся из ряда в ряд, машина со знаком «70», водителю которой, возможно, не совсем хорошо объяснили, что такое мертвая зона, старый «Москвич» весь в рассаде в пятницу вечером – пусть все они едут, куда им нужно. Жизнь у нас и наших близких одна, поэтому ее надо беречь.

СОВЕТЫ СЕРГЕЯ ОВЧИННИКОВА НАЧИНАЮЩИМ ВОДИТЕЛЯМ-ЖЕНЩИНАМ

Первое и самое важное: ни в коем случае не приглашайте вашего мужа быть инструктором. Лучше – друг, брат, сосед, подруга, кто угодно, но не муж. Отношения в семьях не раз ухудшались из-за этой оплошности, добрые и любящие друг друга люди разводились из-за водительских начинаний жен. Причина проста. Выходной день. У всех хорошее настроение. «Дорогая, – говорит муж, – не желаешь ли поехать потренироваться со мной на площадке?» – «Конечно!» На месте он лихо продемонстрировал ей свое мастерство. Она ничего не поняла, но садится за руль, начинает путать педали, передерживает сцепление, «глохнет». У любящего мужа все кипит внутри: «Как ты не понимаешь банальных вещей?! Дура!» Она, естественно, обиделась. А женщинам к тому же присущ синдром отличницы, поскольку они, как правило, лучше, чем мужчины, учат теорию вождения. С испорченным настроением они вернулись домой. Муж наглядно ощутил свое преимущество, отыгрался за случающийся иногда простецкий ужин или немытую посуду. Прошла неделя. Мужчина, давно забывший, что был груб с женой, предлагает поехать потренироваться вождению. Но женщине на сей раз нужно заниматься стиркой, детьми, супами. Кричащий инструктор и уж тем более муж может навсегда отбить охоту водить машину.

Второе. По возможности не брать машину мужа, а ездить на своей. Возможно, и без того «убитые» сцепления и подвеску «свалят» непременно на начинающего водителя. Мужчине, который требует, чтобы у женщины получилось все сразу и как у него, трудно понять, что у новичка так не бывает: либо объехать яму, либо не врезаться в идущую навстречу машину.

Третье. Анекдот в тему. Муж обучает жену вождению: «Крути вправо. Влево. Влево. Теперь вправо. Больше газа. Вправо. Еще газа...». Бум. «А теперь иди посмотри, что ты наделала! Водитель должен думать самостоятельно, а не слепо выполнять указания!»
Человек должен иметь право на ошибку, чтобы чему-то научиться.

Оставить комментарий