НАВСЕГДА ОБМАНУТОЕ ВРЕМЯ

Отправляясь на встречу с женщиной одержимой автогонками, я никак не ожидала увидеть красивую и ухоженную даму, элегантно и строго одетую, обаятельную и очень интеллигентную.
– Вот дела! Ольга Захарова – научный сотрудник в области экологии, имеет первый разряд по автоспорту, победительница соревнований, секретарь комитета по ралли белорусской автомобильной ассоциации... И вдруг такая эффектная женщина!

– Спасибо! Действительно мое увлечение автоспортом вызывает в последнее время все больше удивленных взглядов со стороны знакомых.

– Как давно вы увлечены гонками?
– Я, можно сказать, совсем недавно впервые села за руль. Как большинство женщин, пришедших в автоспорт, я прошла школу скоростного маневрирования у Сергея Овчинникова. Именно этот человек и его курсы экстремального вождения около четырех лет назад дали мне путевку в автоспорт. Я очень благодарна ему, поскольку с тех пор моя жизнь изменилась кардинально, в лучшую сторону, конечно. Возможно, я слишком близко воспринимаю эти ощущения, но они ни с чем, известным мне, не сравнимы. Одно дело – наблюдать гонки, скорость и мощь со стороны, другое – самому в этом участвовать. Ощущение скорости – это проверка себя на прочность. Так можно узнать, чего ты действительно стоишь, где боишься, а где нет. Люди приходят в автоспорт не потому, что у них есть лишние деньги или им просто нечего делать. Все они, как правило, очень целеустремленные, умные и образованные, что естественно: глупый человек вряд ли способен справляться с такими огромными скоростями. По лесной дороге машина мчит до 200 км/ч и при этом вовремя тормозит и входит в поворот. Это очень сложно, но как красиво!

– Говорят, что после отметки 150 км/ч мозгу крайне сложно адекватно воспринимать происходящее, он просто не поспевает.
– Скорость такая, что действительно ни о чем не успеваешь думать, кроме дороги. Есть хорошая цитата о ралли одного великого старого гонщика: «Счастье – это состояние души. Ралли – это борьба со временем, с соперником, борьба с самим собой. И даже навсегда убегающее время обмануто, и наступает момент вневременья, в котором я могу прожить короткую, яркую, ни на что не похожую жизнь». Здорово сказано: действительно это ситуация, когда не то что времени нет, а ничего нет; есть только концентрация вечности. Удивительное ощущение.

– Машина – еще и удивительно опасная штука…
– Очень опасная. Если даже очень хорошо чувствуешь автомобиль, сливаешься с ним вместе, бывает такой момент, когда понимаешь, что не все можешь предвидеть. В этом, наверное, и есть сущность ралли: балансировать на грани своих возможностей, возможностей машины, природных и погодных условий, уметь мгновенно анализировать все эти особенности.

– Иногда приходится видеть такие любительские заезды-соревнования в центре города.
– Поздно вечером или в тихом месте я сама люблю зайти в поворот так, как мне этого хотелось бы. Но это печальный вопрос отсутствия трасс и мест для тренировок. Человек, который любит гонки и принимает в них участие, но поставленный в условия невозможности тренироваться, так или иначе станет экстремальничать в тихих местах города. Это не только неловко как-то, что автоспорту совсем негде развернуться, это еще и опасно. Недавно мой ребенок принес мне открытку-соцрекламу, увидев которую, я поменяла манеру езды по городу. На ней была изображена летящая на огромной скорости машина и надпись «Где-то переходит дорогу твой ребенок». Меня, многодетную маму, это здорово осадило, вернуло на землю. Ведь кто-то сейчас, летя по городу, не задумывается о переходящих дорогу детях.

ГОНКИ НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ

– А что случилось с Боровой, местом, где еще недавно можно было поработать над своим мастерством автогонщика?
– Там действительно было здорово, даже для начинающих: колеса-фишки поставил, практикуйся на здоровье. Сейчас территориальная власть поменялась, и площадки для тренировок стали большой проблемой. Даже на правительственном уровне ставился вопрос о создании комплекса для занятий или спецплощадки взамен той, в районе Аэроклуба за кольцевой, где уже планируют что-то застраивать. Поэтому пока не на бесплатной основе приходится заниматься на торговой площади, арендуемой у рынка «Малиновка» или на пригородных тихих закрытых участках.

– И что правительственный уровень?
– Автоспорт – дорогой вид спорта, и то финансирование, которое выделяется на него, явно недостаточно. Качественных и современных трасс нет. К тому же средний уровень доходов у населения пока не позволяет каждому одержимому гонками подростку воплотить все свои мечты. Сегодня все держится на энтузиастах, но, как известно, на голом энтузиазме далеко не уедешь. Хотя с исторической точки зрения автоспорт в нашей стране только делает первые шаги. Мы стоим у его истоков, но на нас лежит огромная ответственность.

ЕЕ МАШИНЫ ЕЙ К ЛИЦУ

Садимся в Ольгину Alfa Romeo 156 необычайно сочного красного цвета, хотя и немного запачканную дорожной пылью.
– Я просто в восторге от автомобилей Alfa Romeo, – говорит Ольга. – С точки зрения эстетики они безупречны: проследив любую линию машины, абсолютно не захочется подправить в ней что-то или переделать по-другому. Безукоризненная красавица.

– А эти скрытые ручки задних дверей! Их бессовестно стали воровать американские дизайнеры.
– Да, эти ручки, которые лишают маникюра и сбивают с толку людей, которые пытаются пробраться на заднее сидение через переднее (смеется). У меня есть еще одна машина – Mitsubishi Colt, которая покупалась для соревнований. Она идеальна для скоростного маневрирования: малогабаритная, верткая, но и цепкая, очень быстро разгоняется, к тому же внешне она выглядит очень подтянуто и спортивно. Гонки по маленьким трассам предполагают использование ручника, а «Кольты» всегда славились хорошими ручниками. Но мне не повезло: именно ручник в моей машине не работает так, как мне нужно.

– Принято считать, что женская машина должна быть обязательно маленькой. Согласны?
– В городе действительно более удобно ездить на небольшом автомобиле: легко парковаться, экономичный расход, места вполне достаточно, чтобы отвезти ребенка в школу. У меня же очень большая семья, трое детей – тут без минивэна не обойтись. Все зависит от целей, для которых женщина покупает автомобиль.

– Какую машину вы бы хотели приобрести для себя лично, будь для этого достаточно денег?
– Для города мне бы подошла Alfa Romeo 147. А для спорта хотелось бы попробовать Mitsubishi Evolution. Вот так скромно.

***

Ольга смеется и заводит машину. Сразу пристегивается, далее (без ожидаемой пробуксовки) трогается и так же спокойно, но очень уверенно передвигается по городу, который, приехав когда-то из Санкт-Петербурга, изучила довольно быстро.

– Я пристегиваюсь независимо от требований ГАИ и угрозы штрафа, поскольку это единственный способ спасти себя в случае аварии.

– Соблюдаете ли ПДД?
– Очень стараюсь соблюдать, но со скоростными режимами у меня плохо получается.

– На ваш взгляд, в сравнении с иностранцами, культурны ли белорусские водители?
– Мы неоднократно пересекала на машине всю Европу, и заметно, как от страны к стране меняется ситуация на дорогах. В Англии, куда мы ездили на «Жигулях», вызывавших всеобщий восторг, водители, пожалуй, самые культурные. Они уступают и расшаркиваются при любой возможности. Немцы, по сравнению с ними, ужасные грубияны. Голландцы приятнее, как и французы. В районе Польши «культурная ситуация» заметно теплеет и к Беларуси становится совсем благоприятной. Мне кажется, наши водители вполне вежливые: «аварийкой» благодарят, извиняются. С москвичами их нельзя сравнивать: в Москве темп жизни другой, все на нервах; и я понимаю человека, вырвавшегося наконец из пробки и опоздавшего на все встречи, – я бы тоже, пожалуй, тогда никого не пропускала бы.

Передвигаясь по городу, попадаем в небольшую пробку. Ольга вполне спокойна:

– Я заметила закономерность: как только на перекрестке стоит регулировщик, вокруг него сразу образуется пробка. Неужели водители настолько боятся гаишников? А, может, забыли, что обозначают сигналы регулировщика? Или просто общение посредством свистка выглядит очень комично. Хотя я считаю, ГАИ делает очень много для безопасности движения в городе, правда, в Минске до сих пор есть несколько очень аварийных мест, как площадь Бангалор, например, с которыми давно пора сделать что-то решительное. Там даже искушенному водителю нужно быть осторожным.

– А как вообще относитесь к высказыванию «баба – не водитель»?
– Спросите гаишников, и они скажут, что женщины водят аккуратнее, в процентном соотношении виновных в ДТП женщин значительно меньше, чем мужчин. Но мужское негодование тоже можно понять: изначально у женщин была одна задача – рожать и воспитывать детей, а не стоять с серьезным видом у открытого капота.

– Насколько хорошо вы разбираетесь в том, что происходит под капотом?
– Недостаточно хорошо. Мне определенно не хватает познаний в технических вопросах: понимаю, как все устроено, но некоторые тонкости не позволяют мне (если будет нужно) обслуживать автомобиль самостоятельно. Но у меня есть мечта закончить курсы автослесарей, которую я обязательно воплощу в скором времени. Ну разве не сумасбродство! (смеется).

Ольга Захарова родилась в 1963 году в Севастополе. Окончила факультет географии БГУ. Ныне работает научным сотрудником в области экологии. Секретарь комитета по ралли Белорусской автомобильной ассоциации. Имеет Первый разряд по автоспорту. Обладатель первого места в ралли-спринте среди штурманов в классе Р-10 (2006г.) и третьего места по зимнему трэку в международном соревновании «Автоледи-Россия-2006» в зачете стран СНГ. Замужем. Воспитывает троих детей.

Оставить комментарий