«СЯБР» МОСКВИЧУ – ДРУГ

По утверждению самого знаменитого музыкального критика Москвы Артемия Троицкого, в России такое произойти не могло по определению. Все было бы гораздо масштабнее: большой государственный размах, президент страны и губернаторы в первых зрительных рядах, огромное количество охраны, высокие речи о патриотизме и нравственном воспитании молодежи в духе национальной культуры.

К радости великого критика всея музыкальной Руси, Беларуси до сих пор удается провести фольклорный фестиваль в духе полуподпольных советских рок-фестивалей конца 70-х – начала 80-х годов.

На второй фестиваль этнической музыки «Вольнае паветра», на маленький хутор где-то возле Воложина, вдруг собрался весь культурный свет столицы. Музыканты, художники, журналисты и даже некоторые околосветские особы. Новая белорусская марка пива «Сябр», выступившая организатором традиционно летнего одухотворенного выезда на природу, собрала на небольшой сцене самые видные фолк-коллективы страны, которые весь вечер, всю ночь и даже немного утром играли исключительно для своих друзей и журналистов. Артемий Троицкий, приглашенный белорусской стороной на незабываемо-экзотические фолк-выходные, сидел в своем кресле под тенью дубов, оценивал выступления и выглядел очень довольным. На его майке красовалась надпись, потерявшая букву «Д» в известном высказывании «Хочешь похудеть, спроси меня как». Корреспондент «ЭН» непременно решила спросить.

– Я уже несколько лет не видел и не ощущал ничего подобного, – признался критик. – Такой вольной и прекрасной атмосферы, как на этом маленьком хуторе, я не видел нигде в Беларуси. А то, что музыканты играют просто для своих друзей, для меня вообще невообразимо, поскольку московские группы в последнее время и пальцем за бесплатно не пошевелят.

Отрадно слышать. Но перейдем к критическим замечаниям. Уважаемые читатели! Отдел культуры «ЭН» с удовольствием будет и дальше знакомить вас со своими оценками состояния белорусской музыки. Но поскольку во время проведения фолк-фестиваля в Беларуси присутствовала звезда музыкальной критики такой величины, предлагаем вам послефестивальные замечания Артемия Троицкого о качестве увиденного музыкального продукта.

«DRUM EXSTASY»
Бесспорно необычная группа для территории нашей бывшей Родины. Плюс группы в том, что играют они энергично и зажигательно: способны ярко открывать или закрывать фестивали. Но для того, чтобы они смогли удерживать внимание публики в течение времени большего, чем, скажем, 15-20 минут, им надо было бы разнообразить свою игру какими-нибудь другими инструментами или привлекать шоу-менов для совместной работы.

«ВОСЬМЫ ДЗЕНЬ»
Группа из Витебска очень понравилась, хотя мне сказали, что они – совершенно неизвестные молодые ребята у вас в стране. Как ни странно, то, что они отыграли, мне оказалось очень интересным. Это довольно суровая минималистичная гитарная музыка, нанизанная на фольклорные мотивы. Чистый гитарный звук безо всяких попыток выдумать что-то новое. Что сегодня звучит очень актуально.

ГРУППА «ТРОИЦА»
Фактически единственная группа на этом фестивале, о которой я знал и ранее, видел их выступления в Москве и слышал их пластинки. Лидер группы Иван Кирчук – несомненно, прекрасный артист, музыкант и собиратель фольклора. Они выступили абсолютно убедительно. Но все же некоторые песни были аранжированы в слишком легком (попсовом) стиле. Возможно, музыканты пошли на некоторую уступку корпоративным вкусам, в результате песни прозвучали менее эффектно, чем те, которые приближены к фольклорной первооснове.

АНСАМБЛЬ «ГУДА»
Аутентичный фольклорный коллектив: четыре девушки, прикидывающиеся бабушками, спели, по-моему, отлично, очень убедительно. К такого рода ансамблям, если они сильно не фальшивят, претензий обычно не бывает.

«PETE PUFF»
Это единственное, на мой взгляд, выступление, в котором был абсолютно завален звук. Что там произошло, не знаю, но чувствовал, что все это должно звучать гораздо более плотно и интересно. Использовались необычные инструменты, была сделана классная аранжировка.

«АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИН»
Мне не понравился этот коллектив, не могу сказать о них ни хорошего, ни плохого. Это довольно банальная группа, не представляющая, на мой взгляд, интереса для тех, кто не знаком с корнями их репертуара. Я считаю, что «Александра и Константин» за пределами Беларуси будут не востребованы.

ДУЭТ «ЯР»
Симпатичная группа, исполняющая фолк в модернистической интерпретации с элементами современной камерной музыки, фрик-джаза. Девушка-вокалистка хорошо поет. Им бы я посоветовал издать диск, но при этом серьезно поработать над звукозаписью. Пока, как мне кажется, они могут хорошо пройти одним номером, но вряд ли вытянут целое отделение концерта.

ДМИТРИЙ ВОЙТЮШКЕВИЧ
В программе написано, что он должен был выступать больше часа, но по понятным нам всем причинам выступил 10 минут. Наверное, он очень обрадовался и воодушевился фактом проведения фестиваля в столь изумительном месте. А пиво «Сябр», судя по всему, понравилось не только мне, но и синьору Войтюшкевичу, что значительно сократило время его выступления. Однако то, что я увидел, мне очень понравилось. Парень он, видно, веселый. Хороший шоумен и, в отличие от большинства артистов, которые выступали на фестивале, создает свои собственные произведения в фольклорном стиле. То, что ему не удалось довести выступление до победного конца, – прискорбно и ставит знак «незачет» в графе его профессиональности.

Артист должен осознавать ответственность перед зрителем. У нас в Москве есть чуть похожий на него по манерам человек. Это Петр Мамонов из «Звуков Му». Я сам поигрывал иногда у них в группе или возил их на гастроли и могу сказать, что Петр Мамонов выпивал на порядок больше, чем ваш Войтюшкевич. На сцену его выносили мертвого, но стоило ему оказаться перед зрителем, как он тут же преображался и выдавал час, а то и больше совершенно гениального шоу, после чего валился замертво. Он – артист и здорово делал свое дело. К сожалению, Войтюшкевич его не сделал.

«СТАРЫ ОЛЬСА»
Кельты и рыцари почему-то вдруг и у нас, в Москве, стали очень популярны, появилось много групп, как «Стары Ольса». Все это странно, поскольку, в отличие от Беларуси, у нас никогда рыцарские турниры не проводились. Тем не менее, кельтская музыка (волынки, дудочки) заиграли с новой силой. «Стары Ольса» играли очень даже неплохо, хотя мне стало гораздо интереснее, когда они запели, поскольку белорусский язык в контексте этой музыки был самым уместным.

Крамбамбуля оказалась единственной группой, которую московский критик не услышал в тот вечер (в то утро, скорее), о чем, по его словам, на следующий день сильно жалел. Сделал Троицкий и несколько критических замечаний всем группам сразу, упрекнув их в безразличии к модным музыкальным тенденциям. Последние пару лет во всем мире происходит возрождение аутентичного фольклора. Эта музыка становится настолько популярной, что уже даже успели появиться своего рода гибриды и различные эксперименты соединения фолк-музыки с новейшим современным звуком. К сожалению гостя из Москвы, на прошедшем фестивале никаких экспериментов в этой области он не услышал.

В следующем номере «ЭН» обещает привести полную беседу-размышление Артемия Троицкого о состоянии и судьбе отечественной музыки.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о