ТУРИСТИЧЕСКИЕ СТРАШИЛКИ? НЕТ, ПРАВДА ЖИЗНИ!

Все это есть – на любой вкус и цвет. Начиная с суровой обыденности и заканчивая разными фантазиями. Правда, руководители туркомпаний надменно и свысока называют это выдумками-страшилками. Но ведь большинство их сотворили сами известные и не очень туроператоры. Не верите? Давайте разбираться конкретно, не сгущая красок.

Это страшилки или правда, когда в договоре у минчанина С.Мурашко запланирован отъезд в пятницу, а выезжают только в воскресенье, стоимость тура проставлена в 500 долларов, но еще до выезда увеличивается уже до 590? Еще не пересек границу Иван Николаевич на заказанном транспорте, а уже начинаются валютные поборы якобы для таможни, хотя едут по «зеленому» коридору. Напечатаны черным по белому на бумаге О.Некши из Могилевской области четыре экскурсионные программы, а выходят от силы две. Витебчанину В.Говор обещали лететь на курорт 5 часов без пересадки, а получились все девять с двумя «остановками» в воздухе.

Но бывает, что и самолет прилетает за отдохнувшими и бодрыми туристами не, как заказано, в 19 часов вечера, а только на следующий день в 7 утра. Это означает для группы из Минской области не только бессонницу на жест­ких сиденьях аэропорта, но и испорченный отдых с ложкой дегтя в бочке меда. Такая ночевка – ничто в сравнении с отправкой пассажиров из Гомеля из неизвестного московского аэропорта. Приезжают в Домодедово, а рейс оказывается уже месяц как отправляется из Шереметьево. Неужели трудно было перед отъездом из Беларуси перезвонить в Белокаменную и уточнить для славянской перестраховки?

Или в документе записан один ночной переезд, а на деле для столичного туриста С.Ивкиной получается три. В итоге – не обещанная экскурсия в Лувр, а закрытая дверь. А вместо прекрасно сфотографированного в проспекте отеля несколько «звезд» по прибытии поселяют Веру Павловну из Минска куда-то, наподобие «хижины дяди Тома». Или в другую развалюху с проходящим ремонтом, протекающим душем, ржавой дверью и запахом застоявшихся стоков, как С.Тапко из Витебска. А гостиница для гомельчанина Петра Семеновича располагается не в 300 метрах от моря по прямой, а в километре и более с доставкой на пляж автобусом. И «шведский» стол, где якобы все включено, надо иногда полностью оплачивать. Значит, изначально сотрудниками компании была дана недостоверная информация.

Это можно еще назвать прозаическими менеджерскими сказками – обещалками или трепом в офисе, которые очень далеки от правды жизни. Но в конце звучит «Прощание славянки» – больше отдыхающий скорее всего не обратится в эту контору. А ведь за каждым примером стоит живой человек, и не один, часто целые семьи и коллективы. Юридическим языком это именуется нарушением договорных обязательств. Соответственно, должно караться по закону. Не важно какому. Разве это проблемы туриста, и он должен страдать за свои деньги, как телевизионный «Последний герой»?

Но директора и персонал туристических предприятий уверены, что это придирки, страшилки и происки клиентов, на крайний случай конкурентов. Первых они повсеместно склонны обличать «туристами-экстремистами» или на их сленге «профклиентами». Вторых – сами знаете как. Но зачем перекладывать свои недоработки и огрехи на чужие плечи? И почти каждый новый сезон наступать на одни и те же грабли. Вывозим людей на отдых за немалые деньги в другие цивилизованные страны, так давайте сервис и услуги предоставлять, соответственно, качественные и высокие. Я не говорю уже про наш местный ненавязчивый сервис.

Только негатив? В одной туркомпании очень удивились: ну и что с того, что рядом сваи вбивают даже ночью? Так вы загорайте, купайтесь, дышите морским воздухом. Это так прекрасно! «Хижина дяди Тома» может сойти и за хорошую гостиницу, которая не будет натуральным бараком, если вы выглянете из него, а вокруг такая прекрасная страна! Созданная из стекла и бетона, истории и искусства! Не обращайте внимания на регулярные пищевые отравления в Крыму или Турции. В первом случае лучше мойте руки и вообще соблюдайте гигиену, не кушайте, где попало, во втором – это южная страна, где расстройства желудочно-кишечного тракта вообще-то закономерны. Спасибо, обнадежили. Получается, это вовсе не ужасные случаи, а такие сентиментальные рекомендации и советы.

Может, многое изменилось к лучшему? Увы, не настолько, чтобы радост­но хлопать в ладоши. Ведь жалобы из года в год на некачественные услуги и оказанный сервис не уменьшаются, а нарастают, как песчаная буря в экзотических странах к концу сезона. Так, только в одно Министерство спорта и туризма в 2004 году было 82 обращения «обиженных» потребителей, в 2005-м – уже 140, в 2006 году – 112. В этом – чуть больше 10. Пока. Сезон-то в разгаре. А ведь еще десятки претензий и исков поступают в местные исполкомы разного уровня, общества защиты потребителей, наконец, в районные суды. Кто их фиксирует?

Правда, меньше стало закрываться турконтор. В прошлом году всего 4, по сравнению с двумя десятками раньше. Не знаю, чем это объяснить, но лучше большинство работать не стали. Просто ужесточился спрос. Разве трудно было 180 компаниям из более чем 600 пройти за весь прошлый год нужную сертификацию, получив своеобразный «знак качества» будущей работы? Причем половина должников, «прописанных» в Минске, далеко не новички в турбизнесе. Но впереди новый сезон отдыха. Скоро, как румяные пирожки с лотка, в офисах будут расхватываться турпутевки. И мне становится страшно: не нарваться бы на «страшненькую» фирмочку. И опять это будут не страшилки, выдуманные клиентами, а суровая правда жизни, сотворенная туристическими компаниями. По словам директора Департамента по туризму Минспорта Виктора ЯНКОВЕНКО, более половины всех жалоб при достойной работе с клиентами могли бы убрать сами туристические предприятия. Разве к этому нужен комментарий?

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Месяц назад в нашем еженедельнике был опубликован критический материал о различных нарушениях при продаже продукции на столичных предприятиях торговли и борьбе с этим санитарных врачей Минского городского Центра гигиены и эпидемиологии. Что изменилось за столь короткий срок?

Удивительно, но многое, и работа над ошибками налицо. Оперативно и эффективно среагировали на нашу публикацию на многих торговых точках. Значит, и наш труд не пропал даром. Так, по данным заместителя главного врача этого центра Натальи ЖУКОВОЙ, в июне нарушения правил торговли пошли на убыль. Предприятий было проверено больше, но отмеченные недостатки сократились с 60,7% до 43%. На несколько десятков меньше составлено протоколов и вынесено постановлений о приостановлении эксплуатации и запрещении реализации продукции. А предписаний выдано всего ничего – 27, по сравнению с 72-мя в мае.

Правда, не снижают контроля сами санврачи. Ведь за июнь на десяток больше отправлено информационных протоколов в администрации районов и на 65 килограммов больше забраковано продукции. Сменились и «лидеры». Если в мае больше всего безобразий по различным объектам с приостановлением их эксплуатации было обнаружено в Московском и Фрунзенском районах, то в июне «впереди» всех были рынки Заводского, в частности, ЧУП «Чижовский», и Ленинского районов. Среди объектов общепита и магазинов «отличились» в Центральном и Фрунзенском районах, в киосках и павильонах – в Советском районе. Хотелось бы, чтобы в наведении порядка на своих территориях больше участвовали не только врачи-гигиенисты, но и местные исполкомы и профильные министерства и ведомства.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о