АРТУР ШУЛЯК: «Белорусы – опаснаЯ нациЯ»

Сложно припомнить более «долгоиграющий» студенческий спектакль, яркий, профессиональный, способный вот уже 17 лет собирать аншлаги и заставлять зрительный зал взрываться безудержным хохотом. На «Комедию» Владимира Рудова, уже успевшую стать классикой, ходят дети тех, кто видел первые показы. Причем ее злободневность и сарказм остаются невероятно актуальными даже для современности скоростного интернета и мелькающей картинки телевидения.

Удивительно еще и то, что образ главного героя Демки – живучего белоруса, – созданного еще в 1787 году интермедиями Марашевского и Алехновича, все еще идеально подходит нам сегодняшним. О судьбе современного мужика Демы рассказывает его сценический воплотитель, актер Артур ШУЛЯК.

ЗВЫКЛIСЯ!

– В колоритном белорусе Артуре Шуляке непременно должен быть свой Демка. Похож ли он на вашего героя?
– С каждым годом я и внешне, и внутренне все больше становлюсь Демкой. В 1991-м, когда «Комедия» была нашим дипломным спектаклем, гримеру приходилось клеить мне огромный нос и подкладывать под рубашку подушки, а сейчас я прихожу играть и понимаю, что грим уже не нужен. С Демкой я уже 17 лет вместе, но не перестаю поражаться его многогранности: хитроватый и невыдержанный человек со слабостями.

– Так вот он какой белорус: простодушный, плутоватый, но, как показывает Демкина история, не настолько уж толерантный, как мы привыкли считать.
– За границей нашей страны у белорусов нет врагов. Умудряемся со всеми ладить. Мой любимый анекдот тому подтверждение.

Повесили русского, поляка и белоруса. Через неделю приходят снимать из петель, а белорус живой. Спрашивают: как вдруг и живой? «Звыклiся…» – ответил белорус.

Белорусы – очень опасная нация. С одной стороны, может «звыкнуцца» со всем вокруг, но и толерантность – миф. Во времена всех войн белорусы сражались по полной программе. В обиду себя не дадут ни при каких обстоятельствах: татарам и монголам показали, французам показали, а в Великую Отечественную принесли половину успеха всей кампании. Вы замечали когда-нибудь, какие у белорусских мужчин маленькие ладони? Эта нация всегда держала меч в руках и поставляла на сражения лучших бойцов во все времена. Белорусы спокойны, но если уже разойдутся, то держи всем миром.

– Ваш герой еще и выпить мастак!
– Не секрет, что на «пьяных» деньгах государство делает неслабый капитал. Очень печально наблюдать, как сегодня спивается белорусская деревня. Пить стали больше. А почему бы и нет: в сельских магазинах лежит один вид хлеба, но спиртного по два рубля, сколько хочешь, несколько видов этой гадости всегда в наличии ящиками. Народ спаивают. Женский алкоголизм вырос, детский...

– Изменились ли люди в столице, публика, ведь со времени первой постановки спектакля, что было еще в Советском Союзе, не менялся ни текст, ни фонограмма.
– Публика очень изменилась: даже одни и те же шутки по-другому воспринимаются. Есть в спектакле фраза «Бацька наш першы... Адам», которая раньше вызывала веселье, а сейчас народ опасается реагировать на нее, мол, какие вы смелые – «это» вслух произносить. А чего тут бояться: пьеса-то XVIII века. Люди очень изменились: смеются над какими-то «камеди клабами», да петросянщиной – интеллектуальный юмор исчез куда-то. Но радует, что к «Комедии» интерес народа не пропадает.

– У «Комедии» столько международных Гран-при!
– Это, по совести, первый коммерческий спектакль у нас в стране, который стоил изначально 300 долларов, а принес, я тут посчитал между делом, больше миллиона долларов. Какое вложение денег! Спектакль идет 17 лет, причем практически всегда на аншлагах. Есть люди, которые ходили на спектакль более 100 раз, и даже из Москвы приезжали. Фан-клубы «Комедии» были. Этот спектакль – так мало, что осталось от уникального «Альтернативного театра», который «благодаря» чиновникам больше не существует. Помню, когда закрывался «Альтернативный театр», мы просили дать нам приют, труппе, которая заработала для страны больше призов и наград, чем вся театральная Беларусь за всю свою историю. Товарищ Сосновский из Министерства культуры сказал тогда: «Какой театр? «Альтернативный». Ну, пускай ищут альтернативные пути выхода из ситуации». «Помог» и маэстро Дударев, который якобы хотел сохранить наш театр, а на деле его волновало соучредительство в «Приорбанке». Вот так тихонько убили гениальный театр. Возрождая его идеи, мы собираемся открыть новый, но на сей раз с министерством культуры мы будем по противоположные стороны.

МОДНО БЫТЬ ПЬЯНЫМ И БЕСКУЛЬТУРНЫМ

– Это настоящая беда, когда госчиновникам с сомнительным вкусом и образованием доверяют заведовать культурой. Нельзя в альтернативную музыку записывать серьезные и очень профессиональные коллективы, запрещать спектакли или музыку: народ будет интересоваться ими до тех пор, пока чиновники от культуры не закроют их окончательно. Лукашенко, которого, честно скажу, уважаю тут ни при чем. Я не перевариваю чиновничий беспредел, желание (никому не нужное) заглянуть в «одно место» или дунуть в него потеплее. Наше Минкультуры ничего хорошего сделать не может и не умеет, даже поднять то, что сегодня еще борется за существование. Они кичатся тем, что «вытянули» кинопрокат. Чиновники к этому не имеют никакого отношения: кинопрокат возродили частники. С Министерством культуры я один раз съездил в Польшу на так называемые «Дни культуры Беларуси». Мне этого хватило на всю жизнь: автобус был полностью забит свининой и водкой, которые по приезде успешно продали. Культура состоялась: привезли «Комедию» и водку со свининой. С такими «коммерсантами» на шагалов у нас надежда маленькая.

– Украина и Россия с радостью принимают на поселение наших талантливых…
– Шагал тоже не здесь стал известным, но начинал он здесь. А сегодня пропала школа, мастеров не приглашают. Когда я учился, белорусами восхищались даже москвичи. Любой белорусский выпускник, избавленный от «дз» и «ц», запросто находил работу в театрах Москвы. Поймите, я за процветающую Беларусь, за сильную державу, но я также за культурную Беларусь. А тут интеллигентные люди в интервью вдруг начинают «трасянить». Видно, сегодня модно быть бескультурным, модно быть пьяным. Вот это страшно, ведь мы всегда были культурной нацией, славящейся своими поэтами, писателями, актерами и музыкантами. Нужно развивать творческий потенциал творца.

ЗРЕЛИЩА К ХЛЕБУ

– Планируемый театр, слышала, станет диковинкой не только для Беларуси, но и для Европы…
– Для меня театр – это болезнь, хотя мне и пришлось какое-то время заниматься бизнесом, я рад наконец заняться любимым делом. Здание театра, рассчитанное на 400 мест, будет находиться в центре столицы. Это будет не просто театр, а разноплановый культурный центр, в котором будут идти и детские спектакли, и драматические, будет ресторан и кабаре с действом европейского уровня, будет наконец профессионально оснащенная площадка для модных показов, паркетный зал для танцев, своя живая музыка. Театр должен быть рассчитан на разного зрителя: экспериментальные постановки должны чередоваться с классическими.

Публика, уверяю вас, готова. Не кривя душой, страна сегодня сыта водкой и колбасой, в магазинах есть все, а вот со зрелищами у нас глухо. В Беларуси нет ни одного культурного заведения, куда девушка может прийти в вечернем платье. А наши клубы со второсортной кухней и студенческими ди-джей-танцульками? Народ истосковался по интересным мероприятиям. В новом театре также будет клуб, куда уместно прийти в декольтированном платье с бриллиантами.

– Палки в столь смелый проект пока не вставляли?
– Дебилизма много, но запретить проект нельзя: это все частные деньги.

– Предлагали ли вы уже белорусским актерами и режиссерам участвовать в вашем проекте?
– Да, многим. Знаю, что ко мне пойдут и поэтому говорю заранее: красть таланты буду нагло, поскольку предложение будет слишком интересным. Во-первых, актеры должны нормально зарабатывать и быть востребованными, поэтому, помимо всего прочего, мы получаем сейчас права на работу московского телеканала в Беларуси, где нашим актерам будет, чем заняться, равно как и на нашей собственной киностудии. В России телеканалы себе же снимают сериалы. Что мешает нашим телеканалам (у которых с рекламы всегда есть серьезные деньги), снимать сериалы с хорошими белорусскими актерами?

К любому начинанию нужно подходить как к бизнесу, и это даст свои плоды, ведь плохое не купят, поэтому придется делать хорошее. Театр – это такой же бизнес.

– У нас по старинке принято считать, что актер должен быть голодным, чтобы творить.
– Профессию актера вывели на корню. Актеры снимаются, как путаны, за тридцатку в час, что очень выгодно киностудиям и россиянам. Зато появились режиссеры-недоделки, которым сложно работать с профессиональными актерами, лучше с улицы набрать и можно снимать «Не родись красивой».
В нашем театре будет интересно работать всем.

– Как на все хватает времени, тем более, я знаю, что, помимо театра, вы еще пишете стихи, песни, музыку и даже скоро выпустите альбом?
– Проектов у меня действительно много, может, поэтому никогда не бывает депрессий. Слишком много несделанного в мире и в жизни. Написал уже штук двести песен и придумал вместе с Ильей Митько проект «МИША» (по заглавным буквам наших имен).

Собираюсь поставить свою пьесу в стихах «Школа ловеласов, или Дон Гуан поневоле». Столько нужно успеть сделать, а времени совсем не хватает.

СПРАВКА «ЭН»

Артур Шуляк родился в 1967 г. в Слуцке. В 1991 г. закончил Белорусский государственный театрально-художественный институт по специальности «Актер драматического театра и кино». С 1991 по 1996 гг. – актер Альтернативного театра.

Начиная с 1996 г. по настоящее время удивительным образом сочетает коммерцию и работу в театре, на телевидении, написание стихов, песен, музыки, пьес, детективов. Вместе с женой воспитывает двоих детей.

Оставить комментарий