КАРА НЕБЕСНАЯ

И разверзлись небеса. И спустился с них всемогущий властелин. Штормовой ветер неистово пригибал высокую траву к земле, люди хватались за шапки и, пытаясь удерживать равновесие, припадали на одно колено, собаки в панике, продолжая лаять, бежали прочь в сторону деревни, всюду сверкали вспышки встроенных в телефон фотоаппаратов. Приземление было более чем эффектным. Неподалеку, в стороне от патрульной машины ГАИ уже ожидал нарушитель, бледный и оробевший, ошарашенный подобным небесным внедрением.

НЕБО С ВИДЕО-ФИКСАЦИЕЙ

В 1980-е годы на вооружении ГАИ существовал специальный вертолетный взвод, который уже тогда был способен с высоты следить за соблюдением водителями ПДД. Превышение скоростных режимов определяли несколько другим, нежели сегодня, методом. На крупных трассах через каждые сто метров обязательно наносили краской круги. Инспектор сверху делал замеры, глядя на движущийся автомобиль, круги и свой секундомер. Так вычислялась скорость движения, чрезмерное превышение которой инспектор передавал наземным патрулям ГАИ. Такие замеры были неоспоримыми доказательствами, по ним водитель привлекался к ответственности.

Нынешние приборы видео­фиксации значительно облегчили сотрудникам ГАИ их обязанности. Теперь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы определить нарушение. К тому же приборы видеофиксации («Искра» и «Арена») оставляют водителей без шансов оправдаться: «Это был не я!» или «Что вы говорите, когда «Ока» была способна ехать 130?!» Сотрудникам ГАИ даже не нужно запоминать долгие формулировки статей ПДД, чтобы озвучить их остановленным водителям: приборы фиксируют на видео не только скоростные вольности, но и любые другие нарушения.

А теперь представьте, что бдительное (с видеофиксацией) око ГАИ следит за соблюдением ПДД не только из тех мест, откуда водители пугливо моргают фарами встречным, но и с неба! Тут уже не без суеверия: небеса грохочут – быть ГАИ!

ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА

Продолжая выдумывать все новые способы снижения смерт­ности на дорогах, ГАИ уже больше месяца сотрудничает с авиационным клубом ДОСААФ, где на взаимовыгодных условиях арендует вертолеты для наблюдения за дорожным движением в выходные дни.

Именно в субботу и воскресенье, когда минчане направляются за город, на трассах совершается серьезное количество ДТП, нередко со смертельными исходами. В городских условиях самая веская причина ДТП была и есть – пешеходы. На шоссе несчастья случаются из-за несоблюдения скоростных режимов (опрокидывания, лобовые столкновения, съезды за пределы проезжей части). При таких авариях тяжесть последствий очень высока. Чтобы предупредить их, в рамках программы «Минус 100» (снижение числа погибших в ДТП за год на сто) вертолет ДОСААФ с отчетливой надписью «ГАИ» летает над трассами Беларуси. Таких вертолетов у ГАИ пока несколько, но уже в ближайшем будущем их станет значительно больше, впрочем, как и маршрутов, которые составляются исходя из данных об аварийности. Небесные инспекторы будут летать и в будние дни. И даже в Витебской области. Сложное психологическое воздействие на водителей усилится громкоговорителем: инспектор, наблюдая сверху нарушения, сможет вежливо объяснять водителям, что они не правы.

ЛИШЬ СЛЕГКА МУТИТ

Корреспондент «ЭН» не без энтузиазма согласилась поучаст­вовать в вертолетном патрулировании: очень хотелось посмотреть на реакцию водителя, уличенного в нарушении небесными силами.

Сбор на Боровой. Сегодня вертолет Ми-2 направляется в могилевском направлении. Вполне спокойный взлет. Шумоизоляционных наушников хватает не всем, приходится кричать, что вполне соответствует эмоциональному настроению: для многих журналистов это первый полет, глуповатые улыбки не сходят с лиц. Покидаем пределы Минска. Под нами его дома и улицы, каждая деталь которых прекрасно различима сверху, ведь мы летим не так высоко: около 50 метров над землей. Такая высота оптимальна для патрулирования, поскольку позволяет при надобности разглядеть не только марку и модель машины, но даже ее номер. Летящий над трассой вертолет ГАИ, волшебным образом снижает скорость автомобильного потока. Недобросовестным водителям есть чего опасаться: сверху действительно видно все! Вот эта машина обгоняет вертолет, который летит со скоростью 130 км/ч. Вот лихому водителю легковушки сигналят светом фар встречные автомобили, уже повстречавшие наземных сотрудников ГАИ, с которыми «вертолетный» инспектор ведет связь по рации. Вот кто-то пересек сплошную линию разметки, обгоняя тянущийся в гору УАЗик.

Пилот резко разворачивает вертолет, и мы еще раз видим бордовый микроавтобус, обогнавший УАЗик в неположенном месте. Инспектор записывает номер автомобиля нарушителя. «Из Брестской области», – сообщает гаишник. Снова разворот, и мы начинаем снижение. А дальше все, как… как в начале статьи: трава к земле от ветра, обалдевшие жители деревни Поплавы Березинского района, вспышки телефонов-фотокамер.

Вышли из вертолета, в голове густилась муть: еще долго после таких разворотов – когда озера параллельны иллюминаторам – возвращаешь извилины мозга в привычное для них положение, в ушах все еще шумят всевозможные винты.

Нарушитель сначала не подавал признаков понимания ситуации: «А что, через сплошную нельзя обгонять, если для встречной прерывистая?» Потом оправдывался: «Я его на уровне знака «Обгон запрещен» обгонял, а завершал маневр, когда началась сплошная». Наверное, потому, что для жителей Поплавов это был необычный день, нарушитель отделался минимумом: 5 базовых из 10 возможных без лишения прав. Водитель Виктор, ошарашенный расспросами прессы и оживлением поплавцев, раздавал комментарии: «Тянулся этот УАЗик, ну я его и…там прерывистая, тут сплошная… Так важно меня никогда ГАИ не останавливала, хотя и без вертолета 155 тысяч штрафа я не скоро забуду. А в общем, я – не злостный нарушитель. Вон что в Минске творится! В Москве у водителей на дороге культуры больше, чем у минчан: только и следи, что выкинут». Виктор отправился уплачивать штраф, расстроившись, что среди журналистов не было телевизионщиков, а жители деревни все фотографировались на фоне вертолета, причем за 10 минут, казалось, собралось пол-Поплавов, от мала до велика.

ДЕЙСТВУЕТ!

Выходные прошлой недели обошлись без погибших в ДТП. Думается, в основном благодаря вертолетному патрулированию. Неоднократно были задержаны нетрезвые водители, а также особые смельчаки (а казалось, штрафы наши способны испугать любого), управлявшие автомобилями без прав. Сверху прекрасно видны массовые незаконные парковки на зеленых зонах и у воды, ответственность и штрафы за которые, нужно полагать, возместят любые затраты на обслуживание и заправку вертолета. Нельзя не признать действенности новых мероприятий ГАИ. Спросите у любого в Брестской области, где все еще обсуждают, как микроавтобус лихого водителя Виктора притормозил небесный патруль.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о