ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ НЕСВОБОДА

В 2008 году городское население планеты превысит 3,3 миллиарда человек и впервые за всю историю составит более половины населения земного шара. Ожидается, что к 2030 году численность городского населения увеличится почти до 5 миллиардов человек. Несмотря на извечное «хорошо в деревне!», люди продолжают переселяться в города...

...где после жалуются: мол, жить тяжело и людей так много вокруг, что никому нет дела друг до друга, пробки, смог, городская нищета, преступность, ужасная экология. Не глядя на все это, люди в поисках лучшей жизни меняют живописные уголки сел и деревень на городские кварталы.

ДОБРО И ЗЛО

В ХХ веке возникли мегаполисы (города с населением в 10 или более миллионов человек). Впервые в истории в городах сконцентрировано такое количество населения планеты. Начиная с 1950 года и до сегодняшнего дня, количество мегаполисов выросло с двух (Нью-Йорк и Токио) до двадцати. По прежнему лидирует Токио: в столице Японии проживает около 35.197 миллионов человек. Далее идет мексиканский Мехико-сити – 19.411 миллионов. На третьем месте – Нью-Йорк, США – больше 18 миллионов человек. Двадцатку замыкает Москва с официальной численностью 10.654 миллионов жителей. Высокий уровень урбанизации отмечается в более развитых странах, в которых в среднем 74% населения проживают в городах.

У феномена урбанизации (увеличение доли городского населения) есть и позитивные стороны. В городах создаются рабочие места и возможности получения доходов, то есть благодаря развитию городов можно не только сократить число бедных, но и снизить неравенство между мужчинами и женщинами. Качество медицинских услуг и образования в городах определенно выше. Многие страны добились экономического роста в индустриальную эпоху благодаря урбанизации.

Но большинство современных городов не готовы к масштабам будущего роста. Многие новые горожане будут малоимущими. Будущее этих людей, городов в развивающихся странах и будущее всего человечества будет зависеть от ныне принимаемых решений.

Уже сегодня приходится искать новые подходы к развитию экономики городов, поддержанию безопасности и чистоты в городах, развитию альтернативной энергетики, охране окружающей среды, к снижению зависимости города от быстро сокращающихся природных ресурсов планеты. Урбанизация, особенно в развивающихся странах, приводит к нерациональной застройке городских территорий, загрязнению окружающей среды промышленными выбросами и бытовыми отходами, росту числа стрессов и психических заболеваний в условиях высокой плотности проживания горожан. Жалующиеся горожане редко задумываются над тем, что рост городов и вместе с ними глобальных бед тесно взаимосвязаны. Если не создать сейчас гармонично развивающейся городской среды, то не видится безопасным дальнейшее развитие общества.

А КАК ЖЕ «ЦЕНТР ЕВРОПЫ»?

Этими серьезными вопросами во всем мире обеспокоены представители Фонда ООН в области народонаселения. В Минске (одновременно с аналогичными мероприятиями во многих странах мира) представители белорусской власти и Фонда ООН обсуждали возможности использования потенциала урбанизации. Белорусскому правительству и администрации, оказывается, также не помешает поразмышлять о будущем наших городов.

Беларусь сегодня – одна из наиболее урбанизированных стран не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе. Доля проживающего в городах страны населения составляет 73%. По этому показателю с Беларусью может сравниться только Россия и Чехия. Несмотря на то, что общая численность населения за период с 1994-го по 2006 гг. сократилась с 10.243,5 тысячи человек до 9.750,5, число горожан продолжает стабильно увеличиваться. Эта тенденция характерна для всех областей нашей страны. Темпы роста городского населения с 1985-го по 2006 гг. по областям примерно одинаковые, но, согласно статистике, минимальная цифра зафиксирована в Витебской области – 10%, максимальный процент роста городского населения за тот же период времени – в Гродненской области – 14,9% (744,6 тысячи человек). А в Гомеле число жителей напротив заметно снизилось. Эти значительные различия в показателях были изучены Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси. Оказывается, более высокий уровень деловой активности населения Брестской или Гродненской областей привлекает активных рабочих и специалистов из других регионов страны, а в сокращении числа жителей Гомеля сыграл свою роль чернобыльский фактор.

Что касается численности населения Минска, то официально в 2006 году она составила 1.780,7 тысячи человек. Минским НИИ Социально-экономических и политических проблем предполагаются три варианта прогноза численности населения Минска к 2020 году. Согласно пессимистичным прогнозам, минчан будет 1.797,1 тысячи человек, оптимистичным – 2.192,9. Средний прогноз обещает 1.900,7 тысячи официально проживающих минчан.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД!

На семинаре в Минске отчеты и доклады представителей республиканской власти и Фонда ООН в области народонаселения вызвали множество вопросов со стороны журналистов. Если отчет Джихан СУЛТАНОГЛУ, представителя Фонда ООН, был объективен своей всемирной применимостью, то доклады белорусской стороны снова поразили, казалось, привычным размахом «всего и ничего». Чеслав РОВБА, заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, поведал о неких пяти стратегически важных шагах в становлении Минска европейской столицей. Здесь было все: и экологическая ситуация, и решение демографических проблем, и развитие культурной жизни страны, и «город привлекательный для предпринимательства и инвестиций», и «над всем этим серьезно работают городские власти». Только увы, не было озвучено, сколько средств и главное откуда планируется потратить на становление Европы в Минске. Чеслав Ровба ответил вполне «весомо» на просьбу украинского журналиста рассказать о планах развития дорожной инфраструктуры и городов-спутников (что просто необходимо для жизни большого города): «А в Киеве такие программы существуют? Дайте мне посмотреть. Там, скорее всего, такого тоже нет», – оправдался Ровба. Ситуацию выручил кандидат социологических наук Олег КОБЯК, рассказав о том, что транспортные проблемы очень сильно влияют на психологию восприятия окружающего пространства. Также стало понятно, что «Мингорисполком серьезно занят решением дорожно-транспортных проблем». Но вся проблема кроется в несоответствии предыдущего плана развития Минска с сегодняшним. Тогда, в 70-е годы, при строительстве дорог и парковок предполагалось, что минчане ограничатся 130-140 автомобилями на тысячу жителей. Сейчас этот показатель в три и больше раза превышает все мыслимые на то время планы. В то же время в Германии, которую недавно для обмена опытом посетил мэр Минска Михаил ПАВЛОВ, к строительству подземных гаражей и паркингов для будущего приступили в 1945 году, сразу после войны. Сегодняшняя дорожная обстановка в Минске вполне многообещающая: через несколько лет при постоянном приросте личного автотранспорта мы, точно как Москва, будем задыхаться в пробках.

«Обсудили» и вопросы трудоустройства и распределения выпускников. «В Беларуси вновь ввели систему распределения, но в большинстве своем выпускники стремятся всеми правдами и неправдами зацепиться в Минске, потому что чувствуют, что столица обеспечивает им большие возможности для реализации профессиональных и экономических интересов», – пояснил Чеслав Ровба.

Поговорили и об эмигрантах в Беларусь из стран Закавказья и Юго-Восточной Азии. По мнению присутствовавших представителей госструктур, Минск избежит наплыва «лиц кавказской национальности», подобного московскому, поскольку у нас-то есть «определенная система по привлечению в столицу людей из других регионов»: любой наниматель обязан обратиться в специальную комиссию горисполкома и дождаться решения по данному вопросу. Стало известно, что таких разрешений выдается в последнее время очень много, поскольку потребность в трудовых ресурсах, особенно в строителях, очень высока. В прошлом году нанимателям разрешили принять порядка 6 тысяч работников со всех областей страны. Вопросы по иностранной рабочей силе «все еще регулируются». Но журналистов заверили, что официально Минск привлекает незначительное количество людей из-за границы. По национальным данным 2005 года, в Беларусь в основном мигрируют из России, Украины и Казахстана.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о