ЕЛЕНА БЕЛОВА: «ПОДОБНОГО НЕТ НИГДЕ В МИРЕ»

Осенью прошлого года в Минске начала работу Высшая школа тренеров – уникальное учреждение по повышению квалификации. А недавно в ВШТ состоялся первый выпуск. О том, оправдывает ли себя данный проект, как прошел первый учебный год и каковы перспективы на будущее, корреспонденты «ЭН» побеседовали с директором Школы, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры педагогики и психологии Белорусского государственного университета физической культуры Еленой БЕЛОВОЙ.

– Елена Дмитриевна, удалось ли воплотить в жизнь все, что задумывали?
– Задачи на первый год выполнены. И на достаточно высоком уровне. Об этом говорит, во-первых, отношение слушателей к организации учебного процесса, его информационному наполнению, во-вторых, отзывы как наших, так и зарубежных преподавателей.

– Вы обмолвились о зарубежных преподавателях…
– О, это светила мирового уровня! Возьмем хотя бы выдающегося теоретика спорта современности, ректора Киевского национального университета физкультуры Владимира Платонова или известнейшего антрополога Эдуарда Мартиросова. Приезжали специалисты по гребле из Англии, по ганд­болу – из Норвегии.

– Легко их уговорить приехать к нам?
– Где-то используем личные связи, благо, их немало, где-то договариваемся через специалистов федераций и кафедр по видам спорта. Кроме того, их труд достойно оплачивается.

– Кого берут в Высшую школу тренеров?
– Мы готовим тренеров высшей квалификации. Поэтому речь идет о тренерской элите страны. Но берем не всех, есть конкурс. Приемную комиссию, кстати, возглавлял замминистра спорта Дмитрий Шичко. Замечу, что такого учебно-образовательного заведения по повышению квалификации, как у нас, где в группах занимаются по 5-6 человек, в мире не существует.

– Как был построен учебный процесс? Что в нем было интересного?
– Если обычное повышение квалификации занимает две недели в объеме 72 часов, то учеба в ВШТ состояла из четырех микроциклов по три недели – всего 410 (!) часов. Плюс самостоятельная работа в межсессионный период. Все дисциплины учебного плана были сориентированы на решение проблем спорта высших достижений. Использовали различные формы занятий: мастер-классы, диалоговые лекции, дискуссии, «круглые столы», деловые и ролевые игры. Одним словом, старались сделать так, чтобы полученные теоретические и практические навыки сразу находили применение. Поэтому особенно важно то, что заключительный этап обучения включал в себя защиту выпускных работ.

– И как, удачно защищались?
– Более чем! Многие подготовили работы, которые носят экспериментальный характер, а результаты опытов сразу же можно использовать на практике.

Отмечу группу гребцов, среди которых были заслуженные тренеры Беларуси Галина и Игорь Пятины, старший тренер по академической гребле Игорь Команда. Они очень серьезно подошли к учебному процессу и прекрасно защитили работы. Не могу не отметить Андрея Макарова (ходьба спортивная), Сергея Следя (метания). А как вам достижение одного из тренеров гандбольной сборной Игоря Попруги? Отучился – и сборная сразу же попала на чемпионат Европы! (смеется) И это все несмотря на колоссальную занятость на работе.

– Можно ли иностранцам обучаться в ВШТ?
– Такая возможность предусмотрена. Недавно приезжала делегация из Китая, я выступила перед их министром спорта и главой НОК Лю Пеном, сказала, что мы готовы к сотрудничеству. Договорились, что встретимся с представителями посольства и более детально обговорим все вопросы. Заинтересовались, впрочем, не только китайцы. Были у нас уже представители ливийского посольства. Единственное, обучение иностранцев – платное.

– Какой документ получает выпускник ВШТ?
– Он получает свидетельство, и каждому на пять лет присваивается высшая квалификационная категория. А также сертификат, подтверждающий степень обучения.

– На следующий учебный год повышение квалификации пройдут тренеры по боксу, легкой атлетике (спринт), баскетболу, дзюдо и стрельбе пулевой. Какими критериями руководствовались, выбирая именно эти виды спорта?
– В перспективном плане повышения квалификации тренеров – 23 олимпийских вида спорта, утвержденных министром. Но план может быть подвержен корректировке. Например, в прошлом году глава федерации гандбола Владимир Коноплев обратился с просьбой о включении в образовательный процесс гандболистов. В то же время нас просили, чтобы в 2008/2009 гг. повысили квалификацию хоккейные тренеры. А вот фехтование пришлось сместить на год. Меня попросил об этом Александр Романьков (глава федерации – прим.авт.), мотивируя просьбу отсутствием тренеров нужного класса. Вернее, они есть, но возраст уже солидный. Я даже хочу ограничить возрастной ценз 55 годами. Впрочем, в этом году некоторые тренеры просились просто послушать лекции известных специалистов, и мы старались предоставить им такую возможность.

– Очередной набор уже состоялся?
– Да, новый список слушателей утвержден. Среди них такие известные специалисты, как мастер спорта по баскетболу Александр Попков, мастер спорта международного класса по боксу Игорь Шарапов, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер БССР по дзюдо Вячеслав Синкевич, заслуженный мастер спорта по пулевой стрельбе Ирина Шилова, тренер высшей квалификации по легкой атлетике Иосиф Трахимчик. Занятия начнутся 24 сентября. Что касается преподавателей, то пока идут переговоры, поэтому оставлю имена в секрете. Могу лишь сказать, что определенные договоренности есть с известными российскими специалистами по боксу Борисом Лагутиным и Александром Лебзяком.

– Иностранные специалисты чем-то удивили? Например, необычной формой занятий?
– Все специалисты провели занятия на высоком научно-методическом уровне. Большое внимание было приковано к лекциям ведущего в мире спортивного психолога Альберта Родионова. Тематика его лекции – «Психологическое сопровождение спортсмена и психологическое секундирование» – очень актуальна для соревновательной деятельности. Почему, к примеру, на Олимпиаде в Афинах проиграл Дмитрий Лапкес, известный фехтовальщик? Потому что тренер не знал, что делать, как себя вести, как помочь подопечному. Ведущие психологи должны помочь белорусским тренерам.

– К слову, о психологии. После победы над Швейцарией главный тренер сборной Беларуси по гандболу Спартак Миронович сказал, что вместо цирка и церкви отвел команду в Брестскую крепость. Вы поддерживаете подобные акции?
– Каждый тренер хорошо знает своих подопечных и знает, что им нужно. В целом же, с точки зрения психологии, это грамотно. Главное – знать потребностно-мотивационную сферу своих подопечных. В ко­манд­ных видах особенно важно найти человеку место, показать его статус и значимость. Ведь в любом коллективе есть лидеры и аутсайдеры. Важно, чтобы каждый знал, что он нужен команде.

– Странно слышать о том, что, например, гандболу нас учат норвежцы, когда еще лет двадцать назад мы сами могли научить кого угодно…
– В СССР действительно была мощная спортивная наука. С исчезновением большой страны произошла дифференциация, единое целое распалось на мелкие части. А волоски ведь по одному легче перерезать, чем собранные в косичку. Случился спад, которого на Западе никогда не было.

– Как вы думаете, можно связывать будущие победы белорусского спорта с деятельностью ВШТ?
– Возможно, не так скоро, как хотелось бы. Но с тем желанием, с которым у нас учатся, с теми возможностями, которые предоставило государство, убеждена, результат будет. Мы делаем только первые шаги, а подобного опыта нет нигде в мире.

ОТЗЫВЫ О ВШТ

Эллина ЗВЕРЕВА, олимпийская чемпионка по легкой атлетике:

– Для меня, для моей возможной тренерской работы общение с известнейшими специалистами было очень интересно и полезно. Я ничуть не жалею о том, что решила сесть за парту. Уверена, что появление в нашей стране Выс­шей школы тренеров будет очень полезно для всего белорусского спорта! (из интервью «СБ»)

Александр КАРШАКЕВИЧ, олимпийский чемпион по гандболу:

– К сожалению, я был вынужден оставить учебу по состоянию здоровья. Но в том, что Высшая школа нужна – нет сомнений. Учиться никогда не поздно.

Эдуард МАРТИРОСОВ, профессор, доктор биологических наук:

– Хочу поздравить вас с прекрасной, пока не имеющей аналогов инициативой. Спортивный опыт, умноженный на специальное образование, позволит бывшим олимпийцам и чемпионам стать образованными наставниками, способными успешно передавать свой огромный опыт будущим ученикам. Мое участие в чтении лекций для слушателей ВШТ по спортивной антропологии доставило мне большое удовольствие, так как я видел, с каким интересом слушатели воспринимали информацию.

Оставить комментарий