НОВАЯ «ВЫШКА»

В Беларуси закрепляется двухступенчатая система высшего образования. Традиционный пятилетний промежуток от первой лекции до сдачи диплома сменится более гибким графиком – от 4 до 6 лет. Соответствующие изменения содержатся в новом законопроекте «О высшем образовании», успешно прошедшем на прошлой неделе инстанцию в лице депутатов Палаты представителей.

Двухступенчатая система образования, закрепленная в законопроекте, не несет каких-то революционных изменений. Студенты как и прежде после окончания вуза будут получать диплом и идти работать либо продолжать учебу в магистратуре (для тех, кто планирует уйти в науку). После магистратуры идти в аспирантуру необязательно. Закон позволяет сменить жизненные ориентиры. А вот от бакалавриата по европейскому принципу (много теории, мало практики) в Беларуси отказались. «Дать в руки диплом бакалавра и отправить работать? Так их никто на работу не возьмет. Он хоть и все знает, но ничего не умеет», – прокомментировал ситуацию председатель постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

Министерство образования разработало программу перехода на дифференцированные сроки обучения. До 2010-го на новые сроки обучения перейдут все белорусские вузы. «Оптимальный вариант, когда студенты выпускаются из вузов в декабре. В этот период открывается новый финансовый год, и появляются вакансии. Летом их мало. Поэтому дифференцированные сроки обучения – разумный подход», – объяснил Владимир Зданович. Вместе с дифференцированными сроками обучения будут внесены изменения в образовательные программы. Люди знающие пришли к выводу, что пришло время корректировок и сокращений.

ЗА ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ?

Форма платного тестирования не нашла отражения в новом законопроекте. Но это ничего не значит. «Если взглянуть на данные статистики, то на тестирование по белорусскому и русскому языкам не явилось около 12 тыс. человек, – вывел на чистую воду несознательных абитуриентов Владимир Зданович. – А ведь на каждого из них были выделены средства, места… Минимальные расходы на одного тестируемого составили около 5 тысяч рублей. Если умножить эту сумму на 12 тысяч не явившихся на тестирование абитуриентов, мы получим порядка 30 тысяч долларов впустую потраченных бюджетных средств. Наверное, будет правильным перейти на усиление ответственности абитуриентов во время вступительной кампании. Думаю, необходимо ввести минимальную плату за сдачу тестов».

С введением тестирования в качестве замены вступительным экзаменам стали фиксироваться и случаи «легкого» мошенничества. Некоторые десятиклассники, например, не боясь разоблачения, сдают за бюджетные деньги тесты вместе с выпускниками школ. Чтобы заранее диагностировать уровень знаний и в зависимости от результатов выстраивать подготовительный процесс к поступлению в вуз. Хорошо сдал английский, займусь другими предметами. Плохо – придется повторять. Другая группа фальшивых абитуриентов приходит на тестирование и просто-напросто пишет тест за других.

Принудить абитуриентов забыть об уловках во время вступительной кампании введением платного тестирования, конечно, можно. Но если плата будет минимальной, как полагает Владимир Зданович (хотя бы 5 тыс. рублей), то вряд ли она отвадит школьников от экспериментов. Отказываться от тестирования вообще поздно. Даже несмотря на вскрывшиеся пробелы, такие, как способность отдельных абитуриентов «вычислять» до 70% правильных ответов, качество вопросов и др. Зато если абитуриенты продолжат прежними темпами не являться на тестирование, расходы бюджета впустую перевалят за 100 тыс. долларов.

НА ДЕРЕВНЮ К ДЕДУ

Никто не сомневался, что в новом законе останется двухгодичное обязательное рас­­пре­­деление. «И это правильно», – убежден Владимир Зданович. На его взгляд, «сегодня самая большая проблема не в том, что выпускнику придется два года провести в одном месте, а в том, как получить работу. Раньше этот вопрос не стоял так остро, потому что было мало выпускников. Теперь все иначе. За 5 лет у нас появится около 400 тыс. новых выпускников с высшим образованием. Как их трудоустроить?»

Именно из-за вопроса с трудоустройством выпускников, количество бюджетных мест в вузах сократилось на 700. Раньше до мест распределения не доезжало около 25% выпускников. И эти «потери» закладывались заранее при определении количества бюджетных мест. Теперь количество дезертиров сокращается. Контролировать перемещения выпускников в пределах Беларуси стали жестче. Не доехал – плати по полной таксе. Проблема малопривлекательной и часто бесперспективной работы с небольшим заработком, плохими бытовыми условиями да еще и в отдаленных уголках страны государство не волнует. Надо кому-то и глубинку поднимать. В больших городах мест на всех не хватает. «Мне кажется, сейчас нечего бояться распределения, – считает Владимир Зданович. – Подъемные большие, возможность получать льготные кредиты. В деревне, к тому же, не будет проблем с жильем. Там президентские домики пустуют. В городах с этим сложнее, но общежитие получит каждый».

На практике все не так безоблачно. Общежитие «Гомсельмаша», в котором мне пришлось жить, будучи в Гомеле (областной центр все-таки, а не деревня) по распределению, только на слух показалось чем-то солидным. Нашествие мышей и их громкое поедание соседской картошки, одна ванная комната на этаж с прекрасным ракурсом для наблюдения за моющимися в ней из окон соседних домов и другие бытовые неурядицы удержали меня в общежитии всего на месяц. Общежитие БГУ в то тяжелое время казалось мне пятизвездочным отелем. Случаются и другие казусы. Выпускнице одного из гомельских вузов, например, в деревне не предоставили жилье. Пришлось жить в доме у своего работодателя.

Тяготы распределенческой жизни вынуждают студентов идти на крайние меры. По статистике, около 5-6% выпускников получают свободный диплом. Среди распространенных способов «откосить» от распределения – фиктивное замужество или женитьба на нужных людях, которые, кстати, не всегда соглашаются окольцеваться за бесплатно. Средняя такса за услугу – 250 долларов.

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ТОЖЕ ДОСТАЛОСЬ

За последние 6-8 лет количество студентов всех форм собственности увеличилось практически в два раза. Количество преподавательского состава при этом возросло примерно на 2 тысячи. На преподавателей автоматически увеличилась нагрузка, и возникла угроза качества образования. «Мы не должны снижать качест­во учебы. Как только мы потеряем в качестве, дипломы станут никому не нужными. Они будут нивелированы до уровня профтехобразования», – обрисовал ситуацию Владимир Зданович. Во избежание массового образовательного дефекта новым законом установлено требуемое соотношение преподаватель-студент для дневной формы обучения: 10 студентов на 1 преподавателя. При этом преподавателям сохранено количество ставок и предоставлена возможность заниматься научной деятельностью.

В белорусских вузах учатся около 397 тыс. студентов. Из них около 200 тыс. – на платной форме обучения. Ежегодно (по минимальным подсчетам) платники приносят в бюджет примерно до 200 тыс. долларов. К 2010 году количество выпускников школ сократится до 30 тысяч человек. Это приведет к сокращению числа студентов (конкурс в вузы может составить в среднем 1 человек на место) и, естественно, к сокращению денежных поступлений от платников. Предполагаемые финансовые по­­­те­­­ри планируется компенсировать за счет абитуриентов-иностранцев. Сейчас в белорусских вузах обучаются около 10 тыс. иностранных студентов, на которых бюджет ежегодно зарабатывает более 10 млн долларов. При правильной политике и сохранении репутации нашего образования в глазах иностранцев (качественное, дешевое) задача по увеличению абитуриентов-иностранцев до 50 тыс. вполне решаемая. Бюджету к тому же не помешают лишние десятки тысяч долларов, которые можно использовать для обучения своих студентов.

КАЖДЫЙ ГОД ИЗ ВУЗОВ ОТЧИСЛЯЕТСЯ ПРИМЕРНО 14 ТЫСЯЧ СТУДЕНТОВ

В Беларуси вводится новая форма академического отпуска: по финансовым причинам. Отпуск могут предоставить при отсутствии денег на оплату учебы либо при серьезных финансовых проблемах в семье.

Оставить комментарий