С НАДЕЖДОЙ НА МАДОННУ

Коллекция художника Алексея Кузьмича насчитывает приблизительно 1000 работ. Большая их часть, как и жизнь автора, посвящена Мадонне – воплощению красоты души и плоти, идеалу женщины и матери. Ценители искусства зовут его белорусским Рафаэлем.

Образ Мадонны, сотворенный Алек­сеем Кузьмичом, впечатляет божественностью, умиротворенностью и гармонией. Однако именно гармония образа великой Мадонны создает в последние годы дисгармонию в отношениях Алексея Кузьмича и высоких чиновников.
– Ситуация ужасная! – усадив меня в старенькое, потертое кресло и сам сев напротив, с обидой произнес Алексей Васильевич. – Они же плюют не только мне в душу. Они плюют на мнение белорусского народа. Попирают мнение огромного количества людей!
Обратился в Минкульт с просьбой выделить помещение в Минске для создания в нем единственной в мире галереи «Храм Мадонны». Такой нет ни в Нью-Йорке, ни в Париже, ни в Рио-де-Жанейро, но она могла бы быть у нас в Беларуси. А в ответ – стена непонимания.

Недавно получил письмо от первого заместителя министра культуры Владимира Рылатко. Написал мне, что его ведомство обратилось в Мингорисполком с моей просьбой, но там отвергли предложение, объяснив свой отказ отсутствием в городе свободных помещений. Но это же смешно!

Действительно, странно, что в огромном городе не нашлось ни одного помещения, где можно было бы разместить картины художника. По-моему, даже в центре Минска предостаточно полузаброшенных зданий, которые после капремонта вполне могли бы сгодиться для создания в них музея или галереи!

В мастерской, где находятся полотна Алексея Кузьмича, в принципе нет необходимых условий их хранения. Солнечный свет, пыль, влажность, перепады температуры – все это преждевременно изнашивает картины, которые уже сегодня, по словам художника, имеют значительную ценность для белорусской культуры и искусства. И может так случиться, что вскоре мы не увидим в первозданном виде работ мастера.
Не может Алексей Васильевич найти понимания и с членами Союза художников Беларуси. Говорит, что много у него там завистников.

– На одной из выставок, которые я проводил у нас в стране, было собрано около 15 тысяч подписей от посетителей, которые хотят видеть в Беларуси «Храм Мадонны». После еще 10 тысяч поклонников моего творчества высказали аналогичное желание и поставили свои подписи. Все это было отправлено Президенту страны Александру Лукашенко. И ничего! Ответа нет. И ждать, думаю, нечего. Я сомневаюсь, что это обращение было ему показано. Кто-нибудь в администрации прочел и положил на полку пылиться.

Я не понимаю только одного. Почему в стране возводятся с поражающей частотой ледовые дворцы, спортивные площадки… За эстраду вроде бы взялись. Поощрять ее стали. А изобразительное искусство, литература, высокодуховная музыка продолжают оставаться незамеченными.
– Но ведь спорт – это здоровье нации...
– А я этого и не отрицаю. То, что спорт нынче у нас в почете, – только хорошо. Но искусство также требует к себе внимания. Посмотрите, художники сходят с ума, спиваются! Не от хорошей жизни они становятся такими. За границей многие из них уже давно были бы состоятельными людьми, а здесь приходится существовать, получать жалкие гроши за тяжелый труд.
– А чего тогда за границу не едут. Не предлагают?
– Предлагать-то предлагают, – с каким-то сожалением ответил Алексей Васильевич. – Но долг, высокие чувства, патриотизм не позволят это сделать. А что взамен получаем мы от Родины? Ничего. Никто о тебе лишний раз при жизни и не вспомнит.

В 2003 году мэр Москвы Юрий Лужков, уже ранее знакомый с творчеством Алексея Кузьмича, предложил белорусскому мастеру провести выставку 500 работ с изображением Мадонны в российской столице в престижнейшем выставочном центре «Манеж», площадь которого, к слову, составляет где-то 7 тысяч квадратных метров. Но мэр Лужков поставил одно условие – 50% стоимости проведения выставки оплачивается из московского городского бюджета, а вторая половина – из белорусского. На подобное предложение белорусские власти ответили молчанием. В итоге от проведения выставки пришлось отказаться. Хотя российская сторона не раз повторяла, что это мероприятие будет даже не белорусско-российского уровня, а международного. Ее проведение очень положительно отразилось бы на имидже Беларуси.

Тогда мэрия Москвы, идя на уступки, предложила разделить собрание картин и провести выставку одновременно в нескольких местах города, во всех районах. Но от такой идеи отказался сам автор работ.
– Если смотреть, так сразу и в одном помещении. Часть там выставят, часть там. Кто будет метаться по городу, чтобы посмотреть все собрание работ?
Тем более, что все они объединены общим замыслом, и если их разделять, то теряется вся суть выставки.
Несмотря на многочисленные неудачи, Алексей Кузьмич не теряет надежды на лучшую жизнь. Много рисует. Принимает гостей, которых много.
Не так давно приходили члены ЦК КП Китая.
Пару недель назад в мастерской в Троицком предместье был посол Венесуэлы.
Приезжала делегация парламентариев из Бельгии. Увидев написанное, бельгийские гости сказали, что это одно из самых одухотворенных мест на Земле, в котором они когда-то бывали.
«Нас глубоко впечатлили работы белорусского мастера Алексея Кузьмича, поскольку мы никогда ничего подобного ранее не видели», – уезжая, признались гости.
Некоторые, увидев Мадонну белорусского мастера кисти, падали перед ней на колени, бросались целовать руку художнику.

– Представьте, если бы в Минске открыли галерею «Храм Мадонны». Я уверен, что сюда бы приезжало полмира очищаться и обогащаться духовно. В любом уголке Земли знали бы Беларусь. От этого бы государство только выиграло, но никак не проиграло.
Но терпение не бесконечно. В беседе художник сказал, что если в Минске не откроют его галерею «Храм Мадонны», то все 700 работ он передаст в дар новому Президенту Франции Николя Саркози и всему французскому народу, или же руководству Евросоюза.
– Там уж точно мои картины будут оценены достойно, – с грустью отметил Алексей Кузьмич.
Как-то Президент Александр Лукашенко, говоря о творчестве Алексея Васильевича, сказал: «Сейчас визитная карточка страны – Алексей Кузьмич». Кажется, что после таких слов художнику будет оказываться всяческая поддержка со стороны власти, воплотятся в жизнь все его задумки.
Однако на деле все получается отнюдь не так. Чиновники, как говорит сам Кузьмич, давно стараются не замечать его и не слышать.
Парадоксально, но факт. Почему-то в других цивилизованных странах великий талант всегда расценивается как дар стране, народу. И власти, общество берегут этот дар как зеницу ока.

P.S. В свои 62 года поистине народный художник-живописец Алексей Кузьмич ни разу не был удостоен государственной награды и премии. Сегодня он получает пенсию как безработный.

Оставить комментарий