В БИЗНЕСЕ ГРЯДУТ РЕФОРМЫ

Белорусское правительство занялось реформированием административных процедур в сфере бизнеса. К чести Совмина, чиновники отказались самостоятельно, исходя из собственных вкусов, устранять имеющиеся административные барьеры. Правительство призвало бизнес-сообщество озвучить свои предложения (оставлять их можно на Reforma.BEL.BIZ ) для того, чтобы в конце концов понять, какие процедуры нужно поменять, и почему некоторые из них лучше упразднить.

СВЕРНУТЬ ШЕЮ ПРОЦЕДУРАМ

«В процессе задействовано 38 министерств и ведомств, – рассказал журналистам на пресс-конференции председатель Белорусского союза предпринимателей Александр ПОТУПА. – Всем им дано распоряжение разместить информацию об административных процедурах на своих сайтах».

Инициатива Совмина заслуживает одобрения. Ведь по сложности административных процедур Беларусь почти не имеет себе равных. Среди наиболее проблемных по-прежнему остаются вопросы регистрации, лицензирования, ликвидации. «После массовой перерегистрации у нас образовалось огромное «кладбище» неликвидированных субъектов хозяйствования (по последним данным, их число составляет 78 тысяч). Они находятся между небом и землей. Ни в ад, ни в рай», – оценил ситуацию с ликвидацией Александр Потупа.

Среди административных процедур встречаются довольно уникальные экземпляры человеческой фантазии. Чтобы, к примеру, заниматься отделочными работами, необходимо обязательно провести экспертизу обыкновенной линейки. Съездить в соответствующее место и проверить, ровная она или нет. ИП, желающим ремонтировать бытовую технику, предлагается создавать лабораторию на уровне крупного завода. Поэтому понятно намерение Александра Потупы «пойти в атаку широким фронтом по всем процедурам, что попадутся под руку. И если хотя бы одной из них удастся «свернуть голову», то это уже будет неплохое достижение».

Сейчас, в принципе, сложно прогнозировать, чем закончатся переговоры с министерствами и ведомствами. Последние готовы к реформам, но между тем уверены, что к категории «сложные» можно отнести менее 1% процедур.

Александр Потупа, по его словам, позитивно воспринимает идею реформирования, но отрицательно относится к реализации задуманного Совмином. «Вообще не очень хорошо, что все это носит характер кампании. За три месяца необходимо пройти 38 министерств и ведомств. Сроки невероятно жесткие. К тому же плохо, что все это делается в отпускной период. Когда и те (представители бизнес-структуры), и другие (представители министерств) должны отдыхать».

А ГДЕ ЛОГИКА?

Налоговая система тоже давно затосковала по глобальным и практичным реформам. С каждым годом она не упрощается, а усложняется, что делает ее непрозрачной. Хотя уже давно пора разобраться, сколько же на самом деле денег собирается в белорусском государстве, как их лучше собирать и как тратить. По словам вице-председателя БСП Александра КАЛИНИНА, «в 2005 году был введен налог как отчисление в инновационный фонд Минторга. Для всех строительных предприятий в прошлом году ввели платеж в инновационный фонд Минстройархитектуры. Но правительство, собирая деньги со всех субъектов хозяйствования в некоторые фонды Минторга и Минстройархитектуры, недостаточно эффективно их тратит. В инновационный фонд Минторга в 2006 году поступило почти 13 млрд рублей. Из них на то, что можно назвать инновациями, потрачено около 10%. Согласитесь, инновации – это, например, никак не покупка строительных материалов. Другое направление использования собранных средств – финансирование программ по энергосбережению. По этим программам большому количеству магазинов окна заменили на стеклопакеты, отремонтировали крыши».

К серьезному упрощению налоговой системы, по мнению Александра Калинина, мы придем в результате отмены различных платежей и увеличения НДС до 25%. При этом параллельно необходимо рассмотреть систему льгот по НДС. «Сейчас, например, студенты платной формы обучения в государственных вузах НДС не платят, а в негосударственных – платят. Где логика? А в результате этой льготы белорусский бюджет ежегодно недополучает более 40 млрд рублей. И таких льгот много. За счет отмены этих льгот мы можем убрать целый процент ставки НДС».

Также, считает Александр Калинин, необходимо рассмотреть вопрос о снижении ставки налога на недвижимость для юридических лиц вплоть до временной его отмены на несколько лет, так как этот налог фактически является прямым налогом на инвестируемый капитал.

САНКЦИИ – СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА

Белорусские чиновники решили, наконец, всерьез просканировать и систему административных взысканий. По информации председателя правовой комиссии при БСП Сергея СТРЕЛЬЧИКА, под эгидой Минэкономики с участием научно-исследовательского института Минэкономики проводится работа по определению методологии применения экономических санкций в Беларуси. Проще говоря, умные головы будут собираться и рассматривать административные взыскания на предмет их сопоставимости тяжести совершенного правонарушения, а потом определяться, что с этим всем делать. «Все знают, что за отдельное правонарушение штраф может составлять 3,5-годичный средний доход человека. И чиновники признали, что такой штраф ни разу никто не выплатил». По словам Сергея Стрельчика, они согласились, что отсутствует четкая система назначения санкций. «Представитель таможенного комитета рассказал, что у них размер санкции часто определяется следующим образом: сколько они попросили, столько им и дали».

Санкции, по признанию бизнес-структур, бывают не только чересчур жесткими (когда бизнес приходится полностью сворачивать), но и несколько нелогичными. Например, санкция за неправильное заполнение товарных накладных. Предприниматели переплачивают таможенные платежи (то есть ошибаются в пользу таможни), но это воспринимается как введение таможни в заблуждение и карается штрафом.

Кстати, по словам отдельных «знатоков» в вопросах деятельности бизнеса, привлечение предпринимателя к административной ответственности, – это публичная социальная услуга государства. Кроме того, якобы у каждого предпринимателя есть специальный фонд, который сопоставим с его доходами. А раз он есть, значит, предприниматели сознательно его создают, чтобы потом безропотно выплачивать штрафы. То есть вкладывают средства не в бизнес, а специально оставляют их для выплаты возможных штрафов. Бурные аплодисменты!

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Будет ли отменен пункт 1.1 Указа Президента № 760, из-за которого десятки тысяч наемных работников лишатся своего привычного заработка, а части ИП придется прекратить бизнес? Председатель БСП Александр Потупа оценивает шансы 50/50. «Почти середина года, но переходные документы (пакет документов, по которым ИП могут перерегистрироваться в микропредприятия) еще не готовы. И даже сами чиновники, которые этим занимаются, не совсем понимают, ради чего все это делается. Мне кажется, планируемую операцию так и не доведут до конца. Среди чиновников наблюдается серьезное сопротивление. Например, против введения пункта 1.1 все местные органы власти. Ведь если в Минске ИП еще найдут работу, то в маленьких городах, поселках все иначе. Там, наоборот, следовало бы дать ИП право нанимать по 10 человек, чтобы по максимуму обеспечить всех работой. Так мы оптимистично выдерживаем паузу.

Завтра у старейшего объединения частных предпринимателей в Беларуси ОО «Белорусский союз предпринимателей» (образовано 15 июня 1991 года) очередной день рождения. Председатель БСП Александр Потупа согласился вкратце оценить действия своего объединения за 16 лет его существования:

– Союз всегда по мере сил защищал интересы частного бизнеса в целом, рыночное направление развития экономики, конкуренцию, минимизацию административных рычагов. Политика имела выраженные успехи. Если обратиться к старым временам, с подачи БСП (по моему проекту) был в свое время принят ряд постановлений правительства, которые очень резко увеличивали гарантии предпринимательства. Главное стратегическое направление, которое мы преследуем, – это изменение правил игры. Чтобы все было аккуратно отрегулировано, и государство не имело возможности произвольно и резко изменять условия существования бизнеса. Тогда это удавалось. В 1995 году БСП блестяще выиграл процесс в Высшем хозяйственном суде против Минфина и Главной налоговой инспекции. На уровне решения пленумов Высшего хозяйственного суда был наложен запрет на обратное действие законов. В тяжелые промежутки между 1996-м и 2001 годом мы весьма успешно противостояли негативным тенденциям и предсказали многие вещи, которые потом реализовались. Затем мы выиграли большую игру по ИП. Ведь в 2002-м с ИП по сути могли полностью покончить. На протяжении 15 лет наша цель – интенсивная либерализация – продвигается шаг за шагом. Сейчас нам, наконец, вновь удалось восстановить систему прямого диалога с властью.

Оставить комментарий