«С ЗЕМЛИ МЯСО ДЕШЕВЛЕ…»

Так ответили главному санитарному врачу Минска Федору Германовичу женщины, покупавшие мясо в такую жару с рук. Не смог их образумить санврач. Цена перевесила чувство безопасности. А что творится в такой зной на рынках?

– Санитарная служба вынуждена проверять торговлю семь дней в неделю, – сетует Наталья ЖУКОВА, заместитель главврача столичного Центра гигиены и эпидемиологии. – Графики дежурств составляются и на выходные дни, и в вечернее время, когда больше всего выявляется нарушений и когда нас меньше всего ждут.

Сейчас главные нарушения заключаются не в сроках реализации, а в условиях хранения. Не соблюдается температурный режим в залах и холодильных камерах, да и не всегда они работают из-за технической неисправности или экономии электроэнергии, в ящики с продуктами кладут посторонние предметы или накрывают обыкновенными тряпками.

Наталья Жукова, увидев на снимке колбасу в ящиках на полу, возле ног продавцов, а не в холодильных камерах, мясо и сало на открытых прилавках, сначала даже немного растерялась.
– Да, есть колбасные изделия со сроком хранения от 15 дней и до 3 месяцев в условиях холода, но не на полу, – комментирует ситуацию Наталья Павловна. – Возможно, сырокопченая колбаса еще выдержит такое издевательство над собой, но вареная уж никак. Вообще, в зависимости от рецептуры и новых санитарных правил и норм 2.3.4.15-18-2005 «Государственной санитарно-гигиенической экспертизы и подтверждения правильности установления сроков годности, условий хранения продоволь­ственного сырья и пищевых продуктов» этот продукт так храниться не должен. Для этого есть складские холодильные установки, и по мере реализации продукция может подвозиться, а не лежать у ног в жару. Всю информацию потребитель должен видеть и читать на каждой единице любого товара, в том числе и на палке колбасы. Если ее нет – лучше не брать. А что можно прочесть на ящике? Это грубейшее нарушение не только Закона РБ «О защите прав потребителей», но и Положения Совета министров о торговле на рынках.

А увидев сало и мясо на открытых столах, где насекомые не редкие гости, а хозяева, врач-гигиенист отправила автора в ветеринарную службу, заметив, что такие продукты она никогда не купит. Надо все же уважать себя.
То же самое касается яиц, лежащих на, а не внутри холодильных камер. Да, диетические яйца могут выдерживаться 10 суток при температуре до +20 градусов, а столовые – в два раза больше. Но сомнительно, что в открытом торговом зале в такую жару именно эта температура. Она значительно выше, да и покупатели не успевают вытирать пот со лба.

Кстати, за нарушения санитарных норм получают по шапке не только продавцы, но и администрация торговых точек, в том числе рынков.
За май из проверенных 454 торговых объектов в более 54% из них обнаружены нарушения. В результате приостановлена эксплуатация и запрещена реализация, соответственно, 82 и 64 предприятий торговли, более, чем ста из них вынесены постановления о сокращении ассортимента. Санврачами забраковано свыше 1.113 килограммов продукции. Больше всего «безобразий» во Фрунзенском и Московском районах Минска. Тише и чище в Первомайском. Остальные – примерно на одном уровне. Если вдуматься в эти цифры, то можно сделать вывод, что десяткам, если не сотням минчан врачи-гигиенисты помогли избежать различных пищевых отравлений, инфекций, а то и спасли жизнь. Не говоря уже о сохранении хорошего настроения – ведь «разборок» не избежали бы.

Возникает естественный во­прос – кто за это понес наказание? Сумма штрафов составила свыше 47 миллионов рублей. Немало. Анализируя протоколы только по стационарным рынкам, корреспондент «ЭН» пришел к выводу, что в явных «лидерах» здесь Червенский рынок и рынок «Малиновка», СООО «Торгоптима», называемый в народе «Максимус».

В прошлом году на последнем рынке было оштрафовано 59 должностных лиц на сумму 9 миллионов 180 тысяч рублей, в том числе директор Малиновского рынка Анатолий Черенков трижды, последний раз на 310 тысяч рублей. Его коллега с Червенского рынка Ч.Матук только в мае оштрафован четырежды и каждый раз на 30 базовых величин, или 930 тысяч рублей.

За что такие суровые штрафы последнему руководителю? Это будет интересно знать покупателям. Не выполняется постановление о запрещении эксплуатации киоска от магазина №1 ЧУП «Белкоопрынок» по реализации в антисанитарных условиях хлеба и по такому же поводу павильона по продаже сырой мясной продукции. В другом случае была не убрана территория рынка, неудовлетворительно санитарно-гигиеническое состояние туалетов, не проведена уборка хозяйственной зоны. Реализация бакалейной продукции восемью предпринимателями осуществляется не в соответствии с дейст­вующей нормативной документацией и не при необходимых параметрах температуры, влажности и светового режима. Торговые места захламлены картонной тарой, ящиками с продуктами. Даже торговое оборудование – грязное, с дефектами гигиенического покрытия, загрязнены и в пыли упаковки с продуктами, не говоря уже о территории рядом с торговыми рядами. Для продавцов сезонной части рынка не созданы должные условия в соблюдении ими правил личной гигиены – отсутствуют бытовые помещения, сотрудники работают без санитарных головных уборов, в личной одежде поверх спецодежды…

– Из 21 рынка худшие по санитарно-техническому состоянию «Червенский», «Курасовщинский», «Харчовы Базар», есть серьезные вопросы по «Чижовскому» рынку, «Свелте», – комментирует тревожную ситуацию Наталья Жукова. – Остальные рынки старые, как «Серебрянка», менее благоустроены, с меньшими помещениями и площадями. Приостанавливали мы работу рынка в Шабанах, где тоже плохие условия, но население стало возмущаться нами и администрацией района, а не владельцами торговой точки. Неужели им все равно, в каких условиях хранится и реализуется продукция? Странная ситуация и с рынком в Малиновке. Новый, открытый в конце 2000 года, почти образцово-показательный торговый центр с хорошим залом, складскими помещениями, но суть торговли осталась прежней: вал, деньги, прибыль.

Культуру торговли должен формировать и покупатель, в первую очередь, своими потребительскими знаниями и требовательностью. Обращать внимание на тот продукт, который приобретает, на его внешний вид, запах, срок годности, уметь «читать» его, обязать продавца выполнять все санитарные нормы по упаковке, отпуску товара, предоставлению необходимой информации. Он не должен слышать стандартной фразы продавца: «Не хотите – не берите». Покупатель и продавец могут стать настоящими партнерами. Если в этом им помогут руководители разных торговых предприятий.

Оставить комментарий