ДЕТКИ В ИНФОКЛЕТКЕ

На прошлой неделе Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси нанес словесный удар по половому образованию белорусов.

По сути Владыка Филарет озвучил давно известную позицию церкви. Но вопрос в другом: «Насколько весомым является для белорусов мнение церкви?» До западной раскрепощенности в вопросе сексуального образования нам еще плыть и плыть. Но позиция «за» половое воспитание обросла своими аргументами.

– Прежде всего, общество призвано отвергнуть направленное против деторождения так называемое половое образование, которое отвергает Бога и рассматривает рождение ребенка как угрозу… Насилие над личностью ребенка, ведущее к растлению, происходит всякий раз, когда половое образование учит детей всем интимным деталям отношений полов, в том числе с помощью наглядных пособий.

По сути Владыка Филарет озвучил давно известную позицию церкви. Но вопрос в другом: «Насколько весомым является для белорусов мнение церкви?» До западной раскрепощенности в вопросе сексуального образования нам еще плыть и плыть. Но позиция «за» половое воспитание обросла своими аргументами.

– Я не собираюсь игнорировать заинтересованность ребенка в том, откуда берутся дети, – рассказала «ЭН» молодая мама из Минска. – Постараюсь объяснить все доступным языком. Потом будет меньше вопросов. Попытки оградить ребенка от неправильных фактов или информации, которую многие родители воспринимают непотребной или не соответствующей возрасту сына или дочери, бесполезны. Много информации, очень часто в искаженном виде, дети черпают от сверстников. Они все равно ее получат. Разве не лучше, если ребенок будет постепенно узнавать все от своих родителей, в силах которых «подкорректировать» знания, полученные вне дома? Когда моей младшей сестре было лет шесть, мама купила ей книгу «Откуда я взялся» с рисунками и информацией на понятном детям языке. Никакой пошлости или перегибов. И после этого сестра не задавала никаких вопросов. Когда моя дочь подрастет, я тоже приобрету для нее соответствующую литературу.

Сторонники выброса в детские массы информации о взаимоотношениях полов и всего, что с этим связано (в том числе и здорового образа жизни), против того, чтобы юные особи ради удовлетворения любопытства учились на порно, скачанном из интернета. Они считают, что обилие порнографического мусора проконтролировать невозможно, а его деструктивное влияние бесспорно. Также они против того, чтобы пускать дело на самотек, придерживаясь позиции: «Вырастут, сами во всем разберутся». Медики, с одной стороны, обеспокоенные вспышками болезней ниже пояса, с другой, сталкиваются с проблемой подростковой безграмотности. Мамы, например, многое не объясняют своим дочкам, а те, в свою очередь паникуют во время первого посещения гинеколога, не давая себя осматривать.

– Ситуация изменится лет через 15, – считает Галина Скриган, преподающая студентам в одном из столичных вузов основы морально-полового воспитания. – Вполне возможно, что уже наши дети окажутся раскрепощены настолько, что смогут спокойно, без стеснения объяснять своим сыновьям и дочерям основы полового воспитания. Причем будут придавать этому вопросу большое значение. Хотя произойти такое может и гораздо позже. Лет через 25 или что-то около того.

– В чем важность морально-полового воспитания детей и подростков?
– Если ничего не говорить об интимной сфере жизни человека, то это не значит, что она отсутствует. Сексуальная сторона – очень большой стимул к его деятельности. Мы же ее отбрасываем. То есть человек формируется сам по себе, начиная с маленького возраста. Его умышленно ограждают от получения информации. Но ведь он все равно ее получит. Источников много. Литература, СМИ, друзья. Ребенок будет перепроверять информацию и сделает свои выводы. И потом изменить его выводы, если они окажутся неверными, будет достаточно сложно. Вообще, важно, чтобы информация была дифференцирована по возрасту. Ребенку дошкольного возраста необходимо идентифицировать себя с человеком определенного пола, понять, что он мальчик или девочка и какие методы поведения для него в связи с этим приемлемы. Взаимоотношения между мальчиками и девочками с возрастом изменяются. Еще в 3-4 года они играют вместе, причем не стесняясь играть роли противоположного пола. Но со временем приходит понимание. Я мальчик, как я могу быть мамой? Вскоре наступает период, когда дети начинают нравиться друг другу и стремятся это продемонстрировать. Но многие этого не умеют. Их надо учить выражать свое внимание. Множество проблем появляется в подростковом возрасте в период полового созревания. И к этому возрасту ребят надо подготовить. То есть заранее предупредить об изменениях, которые начнутся в организме, чтобы не шокировать еще не сформировавшуюся психику. Если девочки еще более или менее осведомлены о предстоящих изменениях, то мальчики предоставлены сами себе. Они боятся, думая, что с ними происходит что-то ненормальное. Например, в период полового созревания у мальчиков происходит уплотнение грудных желез. Многие не знают, что с ними происходит и думают, что это какое-то заболевание. Спросить не решаются. Это приводит к неврозам, стрессу. Ну и, конечно же, в этом возрасте мы никуда не уйдем от проблемы контрацепции.

– Противники сексуального образования утверждают, что акцентирование внимание детей на половом воспитании вызывает излишний интерес к сексуальным отношениям, а это, в свою очередь, нередко ведет к незапланированной беременности и абортам…
– В некоторых странах, более лояльно относящихся к вопросу сексуального образования, проводились исследования. Целью было выявить, кто раньше начинает половую жизнь – хорошо или плохо просвещенные подростки. Оказалось, что время начала половой жизни никак не зависит от уровня просвещенности.

– Многие родители не желают просвещать детей не только потому, что считают это чем-то ненужным. Многие просто не знают, как. Например, как бороться с «почемучками» и детским любопытством относительно своего появления на свет?
– Дети задают вопросы, начиная с 4-4,5 лет. Причем сначала задают вопрос: «Откуда я взялся?». Можно ответить очень просто: «У мамы из животика». Этого будет достаточно. Но уже через годик ребенок ставит аналогичный вопрос, но несколько иначе. «Как я там оказался?». Многие родители испытывают шоковое состояние. Но к этому нужно быть готовым и обязательно ответить ребенку. В противном случае он будет пытаться сам найти ответ. К тому же будет чув­ствовать себя ущербным. Ведь другим детям что-то сказали, они что-то знают, а я нет. Не надо объяснять нереальными категориями. Просто, доступно, не вдаваясь в большие тонкости. В качестве помощника можно использовать детскую литературу, посвященную ответам на такие вопросы. К тому же ребенку будет проще представить себе полученную информацию. Моей старшей дочери 7,5 лет. Буквально три месяца назад шел фильм о внутриутробном развитии ребенка. Там все подробно описывалось. Дочка смотрела, открыв рот, с большими глазами, чтобы ничего не пропустить. Это лишнее доказательство того, что детям такая информация чрезвычайно интересна.

Отдельные ученые описывают четыре основных типа отношения родителей к вопросам пола:

Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс – это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это неприлично», «это опасно» и «подожди, пока выйдешь замуж».

При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию.

При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности, и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, чем приводят в недоумение и замешательство собственных детей. Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец 8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну «Плейбой», ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.

Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей.

Оставить комментарий