СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ

Его знают очень многие: кто-то брал у него уроки игры на восточных музыкальных инструментах, кто-то уверен, что видел его в совместных проектах с самыми известными группами Беларуси, кто-то просто слышал в его исполнении жизнеутверждающий гимн любви «Дэвушка, извинытэ: я жыву в абшчэжыти». Массуд Талебани живет в Беларуси уже восемь лет и действительно обучает минчан игре на ударных инструментах: на дафе, томбаке и дарбуке.

Он в восторге от белорусского фольклора, к которому все больше обращается в своем творчестве. Читает русских поэтов и особенно увлекается Есениным. После своего выступления в закусочной «Граффити» Массуд рассказал корреспонденту «ЭН» о своих друзьях, о белорусской культуре, о «вечной войне в той части света» и о жизни в общежитии.

ИЗВИНИТЕ, ЧТО ЗАСТАВИЛ ВАС ВСПЛАКНУТЬ

– Массуд, ваши песни заставили многих всплакнуть и призадуматься. Откуда в них столько грусти?
– Извините, виноват… (чудесный акцент мы сглаживаем для удобочитаемости – прим. авт.)

– Нет, это хорошая грусть, светлая. Она из особенностей вашей курдской культуры или это что-то личное?
– В последнее время я очень увлечен суффийской музыкой, что пошла из иранской культуры. В ней грусть и радость едины и равнозначны. Это одно и то же. Плакать, играя или слушая эту музыку, хочется не из-за печали или какой-то трагедии, которая скрыта в курдском тексте, непонятном для белоруса, а от любви. Когда светлое чувствуешь внутри себя, лирическое настроение появляется само собой. И это даже не грусть, а красота, которую хочется удержать внутри как можно дольше. Это не грусть, а состояние души: легкость, гармония и даже немного опьянение. Очень часто сравнивают музыканта с виночерпием, когда от музыки люди погружаются в некий транс: они хотят плакать или танцевать – они не ведут себя адекватно. Суффийская музыка настолько глубоко засела у меня внутри, что я возвращаюсь к ней снова и снова, даже если занимаюсь другой музыкой. Было бы нечестно не делиться со зрителем этим чувством.

– «…занимаюсь другой музыкой», – сказали вы. Какой другой?
– Я работаю с очень разными музыкальными направлениями. Раньше занимался исключительно фольклорной музыкой, работал вместе с «Kriwi», с «Юр’ей», сейчас также совместно с Питом Павловым записываю свои песни. Хотел бы уделять больше времени интересному мне джазу. У меня даже есть проект «Восточный джаз»: саксофон вместе с экзотическими инструментами…

– О чем ваши песни, большинство из которых на курдском?
– В основном о любви: фольклорные песни – о красоте девушки, суффийские – о божественной красоте.

– Хватает ли денег, которые вы зарабатываете музыкой?
– Я пытался найти работу архитектора, но белорусское законодательство, увы, запрещает иностранцам занимать такие должности. Приходится зарабатывать только музыкой, а это – копейки, которые достаются к тому же очень редко: хорошо, если пару раз в месяц. Эта ситуация никак не связана с тем, что в Беларуси низкий уровень культуры или что культура совершенно не развита. Музыканты, которые поддерживали бы традиции, в стране есть, и культура у вас очень глубокая и самобытная: много фольклорных песен, в них красивые слова и мелодии. Кроме того, у вас очень благодарные слушатели: люди любят ходить на концерты. Здесь что-то другое, что определенно тормозит развитие белорусской музыки.

– Чье творчество нравится вам больше всего?
– Как человек, как талантливейший музыкант, который действительно развивает культуру, мне нравится Дмитрий Войтюшкевич. Нравится то, что делает Пит Павлов, «Троiца» – от их музыки я просто в восторге.

ОПЯТЬ В ОБЩЕЖИТИИ

– Как вы попали в Беларусь?
– Это, очевидно, была Судьба. Сначала я поехал в Питер, чтобы стать архитектором. Там все оказалось не так просто, как я думал, мне посоветовали попробовать учиться в Беларуси, мол, там даже еще лучше: хорошая страна, высокий уровень образования, люди мирные, климат неплохой. В 1994 году я приехал в Беларусь. Уже окончил магистратуру, сейчас учусь в аспирантуре.

– Русский язык тяжело давался?
– Он мне очень нравится, а то, что нравится, усваивается легко.

– Вы действительно живете в общежитии?
– Какое-то время мне удавалось жить не в общежитии, но сейчас мне придется туда вернуться, потому что квартиру снимать стало дорого.

– Среди белорусов у вас много друзей?
– Очень много, мне повезло: все они такие хорошие люди, что стали для меня, как родные.

– Есть что-то общее у белорусов и курдов, похожи ли мы?
– Люди во всем мире похожи. Есть, конечно, непринципиальные отличия, но в каждой стране есть много хороших людей и плохих достаточно. Для меня насколько человек хороший внутри – определяющий момент, поэтому я не чув­ствую границ между государствами. В Беларуси я периодически встречаю людей, очень близких мне по духу, несмотря на то, у что нас разные языки и религии. Белорусы – очень открытые люди, с ними легко и приятно общаться.

– Очень печальный вопрос: почему в той части света, где ваша родина, всегда воюют?
– Там богатства. Там управляет больше бизнес, а не политика, и все ради денег, ради прав на получение еще больших денег. У кого-то есть нефть и газ, а кто-то хочет их заполучить – вот поэтому постоянные конфликты.

– Какие планы: останетесь здесь или вернетесь когда-нибудь на Родину?
– Если разрешат, я, конечно, останусь здесь. У меня столько проектов в Беларуси! Я всегда верил в то, что гражданин должен служить своей стране. Я живу в Беларуси и буду ей служить, потому что эта страна стала для меня родной.

СПРАВКА «ЭН»

Массуд Талебани родился в 1968 г. в городе Санандадже – центре Курдистана в Иране. С детства играет на ударном инструменте томпак и на четырехструнном кяманча. Был перкуссионистом в самой известной в городе группе. В 1990 г. он начал играть на дафе (большой кожаный бубен) и брал уроки игры на сетаре. В 1993 г. Массуд приехал в Санкт-Петербург изучать архитектуру. После окончания подготовительного факультета переехал в Минск, где завершил учебу и получил диплом архитектора. Во время учебы Массуд познакомился с известными белорусскими музыкантами, а в 2000 году появился совмест­ный музыкальный проект с белорусской группой КRIWI. В настоящий момент работает над новыми проектами с белорусскими музыкантами, проводит обучение игре на ударных инструментах.

Оставить комментарий