НЕ ОБМАНЕШЬ – НЕ ПРОДАШЬ?

Многие покупатели уже заметили, что в крупных белорусских магазинах кассиры пропускают товары через специальные устройства – сканеры штрих-кодов. Быстро, современно и удобно. За минуту можно «обсчитать» содержимое большой тележки и выдать потребителю чек с подробным списком всех сделанных покупок.

Действительно, в торговом центре с десятками тысяч наименований товаров как-то по-другому обслуживать ежедневную армию посетителей просто невозможно. Кассир не в состоянии держать в голове розничные цены на весь ассортимент, начиная от зубной щетки и кончая телевизором! Однако практика показывает, что даже такая передовая техника не спасает покупателя от обсчета.

ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ…

Невнимательному потребителю ценники в современных магазинах могут преподнести множество неприятных сюрпризов. Особенно, если они размещены только на полках или стойках, а маркировка стоимости непосредственно на упаковке самого товара отсутствует. Заместитель председателя ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Тамара БЕЛЬСКАЯ привела в качестве примера показательный случай из собственной практики. В одном из столичных торговых центров она выбрала себе помидоры, рядом с которыми красовался ценник с цифрами «6,8 тыс. руб. за кг». Когда же пришло время рассчитываться, продавцы ввели штриховой код и оказалось, что цена этих помидоров на самом деле составляет… 11 тыс. Заметив столь разительное расхождение, она настояла на том, чтобы сотрудники магазина вручную ввели в кассовый аппарат первоначальную стоимость, по которой эти овощи были заявлены на прилавке. Это был единственно верный и разумный вариант разрешения возникшего конфликта.

Как пояснили в Министерстве торговли Беларуси, подобный случай «нестыковки» цен является грубым нарушением действующих правил торговли. В такой ситуации магазин обязан продать покупателю товар по той цене, которая обозначена именно на ценнике в торговом зале. А какие при этом цифры заложены в памяти компьютерной системы, работающей со штриховыми кодами, – никакого значения не имеет.

СКАНЕР ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В принципе, гарантированно избежать подобных досадных недоразумений в крупном торговом центре, где все товары учитываются автоматически, все-таки можно. Но только при одном условии – если его владелец раскошелится и установит там портативный сканер-штрих кодов специально для покупателей. Кстати, здесь просматривается прямая аналогия с уже известными всем контрольными весами на рынках. И такой опыт совсем не редкость в огромных европейских супермаркетах, где любой посетитель в случае нахлынувших сомнений может «просканировать» этикетку на пачке орешков или бутылке пива. У нас же, увы, подобная техника имеется лишь в считанных магазинах (даже не во всех минских гипермаркетах). При этом большинство белорусских потребителей даже не подозревают о ее существовании в торговом зале, не говоря уже о навыках практического использования.

Однако сложность заключается еще и в том, что сразу, по горячим следам, заметить «подмену» цен удается не всем и не всегда. Ведь обычно в крупных магазинах перечень покупок порой достигает нескольких десятков наименований! А когда кассир выдаст длинный чек со множеством позиций, то даже и заметив через некоторое время нестыковку, возвращаться и протестовать силы воли хватит далеко не у всех.

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?

Между тем вводящие в заблуждение ценники не являются изобретением исключительно только крупных магазинов. Подобные трюки практикуют и куда менее технически оснащенные продавцы на отечественных продуктовых рынках. Им для этих фокусов никакие сканеры штрих-кодов не нужны. Но точно так же вам на базаре вполне могут продать, скажем, рыбу или картофель по несколько иной стоимости, чем была указана на ценнике. Обычно, разница невелика, но сам факт обмана испортит настроение любому. В объяснениях базарных торговцев возможны разные варианты, но результат один: товар продали по завышенной цене.

Вот и решайте сами – мириться с таким «мелким» обманом или все-таки проявить принципиальность…

Оставить комментарий