СОТОВЫЙ КОШЕЛЕК

Сегодня более 4 миллионов белорусов уже обзавелись банковскими пластиковыми карточками. Как правило, с их помощью граждане получают свои зарплаты и тут же бегут к ближайшему банкомату обналичивать обретенное. Снимают все «под ноль», а все потому, что редко в каком белорусском магазине можно быстро и без лишних хлопот оплатить такой карточкой телевизор или пачку печенья.

Платежных терминалов, обслуживающих безналичные операции, в розничной сети пока крайне мало, но даже работа тех, что есть, вызывает нарекания потребителей. Между тем в последние годы в стране постепенно развивается SMS-банкинг, который при определенных условиях мог бы составить серьезную конкуренцию традиционным «карточным» платежам. Послал покупатель небольшое текстовое сообщение по мобильнику – и забирай с прилавка приглянувшийся пылесос или джинсы. Но это, увы, пока в теории.

СЧЕТ ОТКРЫЛ – О КАРТОЧКЕ ЗАБУДЬ

Что такое SMS-банкинг по-белорусски, многим жителям страны объяснять уже не надо. В конце прошлого года только среди клиентов крупнейшего АСБ «Беларусбанк» таковых набралось 100 тыс. человек. Активно развивают подобный сервис и остальные банковские учреждения республики. Результат налицо: оборот по услуге SMS-банкинга копеечным назвать никак нельзя – счет уже пошел на миллиарды рублей. Сегодня многие владельцы карточных счетов оплачивают с помощью своего мобильного телефона услуги операторов сотовой связи, коммунальные платежи, кабельное и эфирное телевидение, доступ в интернет. Как утверждают специалисты, при таких операциях деньги переходят с одного расчетного счета на другой довольно быстро – минут за 10-15. Главное здесь – не ошибиться и правильно набирать форму SMS-сообщения.

Получается парадоксальная вещь: банковская пластиковая карточка человеку нужна изначально при регистрации SMS-банкинга, поскольку все операции, которые потом проводятся с мобильного телефона, связаны с открытым карт-счетом. Иными словами, деньги за любые услуги перечисляются именно с вашей пластиковой карточки. Однако потом, на практике, для SMS-банкинга сама пластиковая карточка как «физический предмет» уже больше не нужна! Нет больше необходимости носить ее с собой в бумажнике, искать банкомат или терминал для обслуживания и т.д. Но это только в случае оплаты упомянутого выше, весьма ограниченного перечня услуг.

В этой связи вспоминается характерная ситуация, в которую недавно угодил мой знакомый. Пришел он как-то со своей пластиковой карточкой в один из столичных универмагов и решил сделать покупку. Ему не отказали в приеме электронных «зайчиков», но отправили в другой отдел, чуть ли не на другой этаж. Оказывается, в крупном универмаге установлено всего несколько платежных терминалов, и к ним волей-неволей стекаются все желающие рассчитаться безналичным образом. Но путешествие по длинным коридорам – полбеды. Когда путь был пройден и знакомый предъявил свою карточку, продавец пытался совершить платеж аж 3 раза: все время в его технике что-то «заедало». В конце концов расчеты были произведены, но понятно, что приятных эмоций они никому (включая продавца) не добавили и удобной такую процедуру назвать пока никак нельзя. Нет, не зря все-таки выстраиваются длинные очереди у банкоматов!

УКРАИНСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ

Одним из вариантов избавления от подобных «терминальных» страданий как раз и мог бы стать SMS-банкинг. Подобные расчеты с помощью мобильных телефонов в магазинах и ресторанах уже набрали огромную популярность в странах Юго-Восточной Азии. Постепенно к ним подтягиваются и наши ближайшие соседи, заметившие благодатную рыночную нишу. Например, в марте этого года состоялась первая в Украине операция безналичного расчета в торговой сети с использованием мобильного телефона. Это популярное устройство стало техническим средством доступа к счету клиента в банке. Отослав SMS-сообщение, местный покупатель впервые произвел платеж со своего счета в пользу магазина. Система безналичной оплаты услуг и товаров по мобильному телефону была введена в эксплуатацию ОАО АБ «Укргазбанк» на базе платежной системы «Энергия». Планируется, что со второй половины 2007 года число украинских операторов мобильной связи и торгово-сервисных предприятий, которые принимают мобильные платежи, заметно увеличится.

Да, столь удобная технология могла бы упростить жизнь многим белорусским владельцам карт-счетов! Представьте, если бы к сегодняшней системе оплаты с помощью SMS-банкинга небольшого списка услуг операторов мобильной связи, коммунальных платежей и т.д. подключились бы гипермаркеты, универмаги и другие крупные торговые центры. Учитывая то, что сейчас в Беларуси сотовые телефоны имеют порядка 6 млн человек и возможность отправки текстовых сообщений присутствует даже в самых дешевых моделях, недостатка в клиентах у них бы наверняка не было. Заодно и сами магазины на традиционных платежных терминалах немного сэкономили бы, ведь для приема денег по SMS они вообще не нужны.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Так за чем же дело стало? В неофициальных беседах отечественные эксперты по системам электронных платежей указывают как минимум на два обстоятельства, мешающих стремительному развитию SMS-банкинга. Прежде всего, следует задаться простым вопросом: «А кому это выгодно?». Анализируя ситуацию, складывающуюся сейчас на белорусском рынке, следует признать, что, пожалуй, только ему одному – рядовому потребителю. Доходы же самой банковской сферы, как и получателей услуг, от SMS-платежей высокими не назовешь. Подключение к этой технологии предприятий торговли тоже пока проблематично по этой же самой причине. Магазины (особенно продовольственные) балансируют на грани нулевой рентабельности и делиться с кем-то еще скромной торговой наценкой желанием вовсе не горят. А добавлять к розничным ценам какие-то проценты или даже доли процентов в случае SMS-платежа, понятно, никто не решится.

Кроме того, по мнению экспертов, широкомасштабной «раскруткой» подобного SMS-банкинга в стране могла бы заняться специальная платежная система. Такое объединяющее начало пришлось бы очень кстати. Она предложила бы на рынке единый бренд, отработанную технологию, вовлекла бы в это дело самые разные предприятия торговли, общепита и т. д. Но ее как не было, так и нет. Этим сейчас занимаются только банки…

Так что в принципе никаких особых технических проблем по расширению охвата SMS-банкингом самых разных магазинов, кафе или предприятий сферы быта уже не существует. Дело, как всегда, «за малым», – сделать этот процесс по-настоящему экономически привлекательным для всех заинтересованных сторон. А массовый покупатель, не расстающийся круглые сутки со своим мобильником, уже «за».

Оставить комментарий