РЕВОЛЮЦИЯ В УМАХ

Президент Казахстана делится своими полномочиями с Парламентом

Казахстан в очередной раз приковывает к себе внимание мирового сообщества. Выступив на совместном заседании палат парламента, президент страны Нурсултан Назарбаев с одной стороны снова доказал уникальность и оптимальность выбранного пути развития Казахстана, с другой – в положительном смысле слова шокировал присутствующих новыми предложениями.

Казахстанский лидер намерен внести изменения в Основной закон страны. Однако таких реформ не знает ни одна страна постсоветского пространства. До этого бывшие республики СССР меняли свои Конституции только в сторону усиления исполнительной власти. Демократические поправки, как правило, давались путем разноцветных революций и массовых волнений. Н.Назарбаев же сам предлагает передать некоторые из своих полномочий парламенту, превратив, таким образом, президентскую республику Казахстан в президентско-парламентскую.

ОСНОВА ДЛЯ БУДУЩЕГО

Впрочем, данные реформы не есть желание лично президента Казахстана, или депутатов, или еще кого-либо. По мнению Н.Назарбаева, это закономерный этап в том пути, который выбрал для себя Казахстан в начале 1990-х. Чтобы убедиться в этом, сделаем небольшой экскурс в историю.

На первом этапе – с 1991 года по 1995 год – с момента получения независимости до принятия Конституции суверенный Казахстан сосредоточился на преодолении дезинтеграционных процессов, формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития. По словам Н. Назарбаева, это был сложнейший период в жизни Казахстана.

Тогда, в условиях необходимости решительных антикризисных мер, выбор был сделан в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти. «Такой подход был абсолютно оправдан, и эту правоту подтвердила история», – считает президент Казахстана». Ведь именно тогда возникло осознание, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны.

На втором этапе – с 1995-го по 2000 год – основное внимание руководство стало уделять созданию и укреплению современных демократических институтов, формированию новой политической культуры на основе Конституции, принятой на референдуме в 1995 году. И это при том, что одновременно приходилось преодолевать инерцию постсоветского синдрома и последствия азиатского финансового кризиса.

Тогда, избрав модель президентской республики, страну удалось вывести из постсоветского экономического и политического хаоса: политическая стабильность обеспечила привлекательность экономики Казахстана для внешних инвесторов, которые в тот период выступили основным источником капитала для развития индустрии страны.

Положительные тенденции в экономике значительно укрепили позиции Казахстана на международной арене, заложили основы политического плюрализма и гражданского общества.
Третий этап – с 2001-го по 2006 год – дал первые результаты проделанной работы. За этот период Казахстан обеспечил себе социально-экономический прорыв и стал региональным лидером. Состоялась государственность республики. Утвердились первые демократические традиции казахстанского многонационального и многоконфессионального общества.

«Этот период нашего развития можно считать одним из самых важных в истории демократии Казахстана, – сказал Нурсултан Назарбаев в своем выступлении. – Современные вызовы и угрозы настоятельно потребовали более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений. В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей».

СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВПЕРЕД

Следует отметить, что все указанные Н. Назарбаевым преобразования – не бессистемное «латание дыр» в зависимости от единичных требований нового времени, а глобальная реформа всего общества и политической системы страны.
Основы этой реформы были заложены еще в 2004 году, когда на съезде партии «Отан» была обсуждена и принята Общенациональная программа политических реформ.

Следующим шагом стало создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, в состав которой вошли представители пар­­ламента, правительства, по­литических партий, общественные деятели. Госкомиссия подготовила конкретные предложения. Наконец, специально созданная Рабочая группа из авторитетных юристов страны сформулировала законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
Каждое из положений законопроекта – своеобразный прорыв в социальных и политических отношениях и заслуживает более подробного рассмотрения.

1. ПАРЛАМЕНТ СМОЖЕТ БОЛЬШЕ

Пост президента в Казахстане будет сохранен, но часть своих полномочий глава исполнительной власти передаст парламенту. Казахстанский лидер объясняет это просто: «Необходимость строительства с нуля казахстанской государственности и рыночной экономики, развития впервые в нашей истории либеральной политической системы требовала решительной консолидации общества. Поэтому я взял на себя всю ответ­ственность за происходящее в стране, и это было необходимо. Но сегодня, когда заданы все важнейшие параметры процесса модернизации страны, и мы понимаем, что он уже необратим, есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между президентом и парламентом».

Вдобавок сокращается не только качественная составляющая поста президента Казахстана, но и количественная: срок нахождения у власти с 2012 года планируется ограничить пятью годами. По мнению руковод­ства, хотя нынешние 12 лет и не противоречат демократическим подходам, но сокращение их еще раз подчеркнет серьезность проводимых реформ.

2. ПАРЛАМЕНТ: ВСЕ ТОТ ЖЕ И НЕМНОГО ДРУГОЙ

Планируется, что именно по пропорциональной системе впоследствии будут избираться депутаты нижней палаты казахстанского парламента – Мажилиcа. Почему же Казахстан решил отказаться от мажоритарной системы? Просто новая форма проведения выборов предоставит политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения. Соответственно, канет в лету и конституционная норма о том, что депутат не связан каким-либо императивным мандатом (а как же иначе при партийном формировании парламента!). А при выходе из партии мажилисмен может быть лишен своего мандата вообще.

И это еще не все нововведения относительно выборов в законодательный орган страны. До 107 депутатов увеличится численность Мажилиса (депутаты избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народа Казахстана).

Количественно станет больше и Сенат (за счет президентской квоты, которая теперь составит не 7, а 15 депутатов). Вдобавок именно верхняя палата – Сенат – будет выполнять функции парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
С Сенатом будет согласовываться и кандидатура на должность Председателя Национального банка. А в целом Парламентом будут формироваться две трети состава Конституционного Совета, ЦИКа и Счетного комитета.

3. НА КОВЕР К ПАРЛАМЕНТУ

Несмотря на то, что премьер-министр страны по-прежнему будет назначаться президентом, на его утверждение теперь потребуется согласие большинства депутатов Мажилиса. Конституционная обязанность премьер-министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу Правительства.

Вдобавок для выражения Мажилисом вотума недоверия всему Правительству (или одному министру) теперь достаточно будет простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше.
Однако всем парламентом должно быть выражено недоверие по итогам отчета Правительства об исполнении бюджета, или когда Премьер-Министр сам поставит вопрос перед Парламентом в связи с непринятием закона, инициированного Правительством.

4. ПАРТИИ – ВСЕ КАРТЫ В РУКИ

В будущем Казахстан намерен создать все условия для развития многопартийной системы в стране. И делаться это будет не только за счет введения пропорциональной системы выборов в парламент. Партию парламентского большинства будет представлять премьер-министр. Это приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей на выборах партии или коалиции.

Но самое интересное, что Казахстан намерен отказаться от конституционного запрета на государственное финансирование общественных объединений и политических партий.

5. ИЗНУТРИ ПОНЯТНЕЕ

Новый законопроект предлагает кардинально изменить и прежние основы местного самоуправления. Представительными органами, избираемыми местным населением для решения местных задач станут маслихаты (местные законодательные органы). Предлагается определить срок полномочий маслихатов на пять лет, что будет способствовать гораздо большей стабильности власти на местах.

Акимы (руководители исполнительной власти) областей, городов республиканского значения и столицы (не говоря уже об акимах других уровней) теперь будут назначаться с согласия соответствующих маслихатов.

6. УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СУДОВ

Более семи лет назад исполнительная власть в Казахстане была лишена последнего рычага влияния на судебную систему – функция обеспечения деятельности судов была передана от Министерства юстиции в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде. Уже сейчас в стране работают суды присяжных, отправляющие правосудие по уголовным делам, и специализированные суды (административные и экономические). В перспективе могут быть созданы суды по делам несовершеннолетних.

Кроме того, арест потребует санкции суда, а отбор кандидатов на должности судей перейдет от Квалификационной коллегии юстиции в ведение Высшего Судебного Совета.

7. ВСЕОБЩЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Для многонационального государства общественная стабильность и межнациональное согласие – темы, как правило, особенно болезненные. Казахстанское руководство сумело найти выход через всеобщее представительство: в 1995 году была создана Ассамблея народа Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Теперь, согласно законопроекту, Ассамблея народа Казахстана должна получить конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни. Обеспечение представительства Ассамблеи народа в Сенате и Мажилисе поднимет на новую ступень роль и авторитет этого органа и будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране. Формироваться Ассамблея будет президентом.

8. НОВАЯ СТРАНА – НОВОЕ ОБЩЕСТВО

Процессы политической либерализации немыслимы без развития гражданского общества. В свою очередь, развитие гражданской инициативы невозможно без укрепления сети неправительственных организаций и профессиональных союзов. Именно поэтому Казахстан намерен предпринимать системные меры по поддержке институтов гражданского общества. А чтобы привлечь к участию казахстанских НПО в решении социально значимых проблем, были приняты Законы «О государственном социальном заказе» и «О социальном партнерстве в Республике Казахстан». Они направлены на формирование новой модели отношений в сфере социальной политики, создание устойчивой и эффективной системы отношений между государством и общественным сектором.

Кроме этого, политическая модернизация предполагает повышение роли средств массовой информации, обеспечение гарантий независимости редакционной политики СМИ и защиты прав журналистов. В то же время средства массовой информации должны чувствовать свою роль в процессе демократизации и свою ответственность перед обществом и действовать исключительно в правовом поле. Именно таких принципиальных подходов придерживается государство, разрабатывая и принимая законы по вопросам информационной политики.

И что примечательно – на информационном пространстве Казахстана сегодня доминируют частные СМИ. Это тоже результат демократических устремлений руководства страны. В то же время, как отметил Нурсултан Назарбаев в своем выступлении, укрепляя гарантии свободы СМИ, надо всегда помнить: слово сегодня может вести созидательную работу, мобилизовать людей на решение насущных задач и укреплять стабильность в стране. Но может и дестабилизировать общество. Поэтому свобода слова в любом демократическом государстве не означает бесконтрольности, не отменяет ответственности СМИ перед обществом.

9. К ОТМЕНЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Казахстан намерен и в дальнейшем расширять и укреплять гарантии прав и свобод своих граждан. Уже сейчас в стране созданы и действуют институт Уполномоченного по правам человека и Комиссия по правам человека при Президенте. В дальнейшем их роль в общественной жизни народа будет увеличиваться.

Кроме того, в направлении защиты прав и свобод личности проводится поэтапная политика: правоохранительные органы постепенно освобождались от не свойственных им функций. Так, например, от органов внутренних дел в ведение Министерства юстиции перешли уголовно-исполнительная система, организация и контроль за деятельностью следственных изоляторов, вопросы документирования граждан.

В будущем Казахстан пошел еще дальше: он намерен фактически отменить смертную казнь. Сейчас она юридически допускается за совершение особо тяжких преступлений. Но на самом деле смертная казнь в Казахстане не применяется последние 4 года в связи с объявленным мораторием. «Установив на конституционном уровне возможность применения смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Казахстан, тем самым, становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться», – считает президент страны Н.Назарбаев.

10. УКРЕПИТЬ КОНСТИТУЦИЮ

Наконец, для обеспечения стабильности и незыблемости Конституции в Казахстане будет усложнен порядок принятия поправок в Основной закон. Сейчас, например, для принятия конституционных поправок на референдуме необходимо, чтобы за них проголосовало более половины голосовавших граждан. В дальнейшем предлагается изменить этот порядок, установив, что для принятия решения большинство голосовавших граждан должно представлять не менее чем две трети областей, город республиканского значения и столицу.

***

Анализируя последние вехи новейшей истории, задумываешься о природе того, к чему стремится большинство современных стран – о демократии. О том, что из себя представляет этот политический строй, написано и сказано много. Однако путь к демократии у каждого государства свой. Иногда он тернистый и долгий, с незаметными победами и большими поражениями. А иногда – поэтапный и спокойный. Казахстан, по-видимому, в своем пути определился.

Согласно последним сообщениям, в понедельник, 21 мая, Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». До этого 18 мая на совместном заседании палат парламента депутаты приняли поправки в Конституцию Казахстана во втором чтении. За данное решение проголосовали 36 депутатов сената, 70 депутатов мажилиса проголосовали «за», один воздержался и двое проголосовали «против».

ЦИТАТА:

«Учеными доказано, что подлинные демократии при уровне ВВП на душу населения ниже трех тысяч долларов существуют недолго. Если же этот показатель превышает шесть тысяч долларов, демократия становится жизнеспособной».

Нурсултан Назарбаев, Президент Казахстана.