Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ!

К вам завтра приезжает гость. На сей раз не из областного городка, так что отделаться привычным сводить «в ЦУМ и в цирк» не получится. К вам едет родственник из очень дальнего зарубежья. Он непременно пожелал увидеть Беларусь, ее столицу. Куда Вы поведете его?
Дню музея посвящается: корреспондент «ЭН» провела иностранца по музеям Минска.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Почему стоит сводить нашего гостя в Музей истории ВОВ (пр-т Независимости, 25 а)?
Во-первых, потому, что определение нашей страны как «республики-партизанки» хоть и приобрело ироническое звучание, смеяться тут вовсе не над чем. Конечно, жаль, что в Минске музей только этой войны, хотя воевали белорусы едва ли не на протяжении всей своей истории. Но то, что все-таки есть, достойно самой высокой оценки. Во-вторых, в таком музее достаточно военной атрибутики и советской и немецкой, а это по определению не может оставить равнодушным небезразличную к красивым вещам личность. В-третьих, трагедия нашего народа в связи с событиями сороковых годов прошлого века преподносится тут на удивление современно. На протяжении всего мая в музее работает выставка «Оружие Победы», созерцая которую вы не только увидите коллекцию самодельного партизанского оружия, но и соприкоснетесь с современными технологиями. Так еще на входе вас ожидает инфокиоск, где можно найти подробную информацию об оружии, биографиях конструкторов и т.д. Далее при желании вы можете попасть в дот и под звуки сражения постоять у пулемета. Кульминацией посещения выставки, бесспорно, является возможность расписаться на рейхстаге, предварительно облачившись в каску и плащ-палатку.

Цена: 2 тысячи для вас и 5 тысяч для «них».

ПОРХАЮЩИЕ ЦВЕТЫ

В выставочном зале минской библиотеки им. Пушкина (ул.Гикало, 4, т. 293-08-43) представлена частная коллекция из Витебска, в которой собраны самые крупные, редкие и диковинные виды бабочек и насекомых нашей планеты. Крылатые красавицы из Бразилии, Перу, Колумбии, Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии поражают своими непредсказуемыми окрасами и размерами. Занимательные подписи под каждым насекомым рассказывают свою маленькую историю: откуда, этот «порхающий цветок», почему получил именно такое имя, какие особенности характера проявляет и чем занимается целыми днями. Представляете ли, как выглядит жук-усач, жук-арлекин или жук-Голиаф, неспроста названный именем самого большого и сильного героя древних греков? Это самый тяжелый летающий жук в мире, размеры которого достигают 120 мм и вес 300 граммов. Его очень сложно удержать в руке: очень сильный, жук легко разжимает кулак поймавшего его человека и улетает с громким гудением. Необычайно красивы жуки-самоцветы из Африки и Индонезии. На выставке можно увидеть и ночных бабочек, среди которых есть и «Комета» – желтое, стремительно летающее насекомое. У Урании Мадагаскарской – несимметричный рисунок на крыльях, что среди бабочек встречается крайне редко. А Брамея из Китая живет на земле уже 30 миллионов лет и является современником динозавров, за что ее называют реликтовой. Парусники, павлиноглазки, кузнечики, пауки, скорпионы и палочники (самое большое насекомое на земле) совершенно неопасные для человека, но восхитительные своим природным разнообразием – в пушкинской библиотеке. Прекрасная выставка и всего 3 тысячи рублей за вход!

НАША ТРЕТЬЯКОВКА

Залы национального художественного музея (ул. Ленина, 20) нужно непременно показать зарубежному гостю, поскольку именно там собрана наиболее богатая экспозиция живописи XVII–XX столетий, приобретенная в послевоенные годы.

На первом этаже музея нам представили выставку скульп­тора Ивана Миско, который среди белорусских художников выделяется приверженностью к космической теме. Стоит нам представить на секунду, что наш родственник увлечен космосом, как мы видим его восхищенный взгляд, любующийся скульптурами космонавтов всего мира. Он долго вглядывается в портрет Юрия Гагарина, с которым белорусский скульптор никогда не встречался.

Экспозиция второго этажа «художки» вновь повергла в восторг нашего родственника, никогда не бывавшего ни в одном крупном музее мира. Здесь представлены работы известных русских художников XIX–XX веков. Вот прославленные этюды Сурикова к картине «Боярыня Морозова», азиатские мотивы Верещагина, несколько картин Левитана, «Березовая роща» Куинджи, портреты кисти всемирно известного Репина, его эскиз к «Запорожцам», пейзажи Шишкина и Поленова, масштабность драмы «Неравного брака» Пукирева. Заметно доминирует светская портретная живопись: наибольшее число работ Максимова, Маковского, Васнецова, Савицкого, есть даже портреты, созданные Ге, Ивановым и Брюлловым.

Но если иностранцу доводилось посещать Третьяковскую галерею или Эрмитаж, ведите его скорее в зал белорусской живописи. Здесь вы обязательно найдете, чем удивить гостя. Эксклюзив находится на втором этаже прекрасной новой пристройки к музею, открывшейся в декабре прошлого года. Следуя стрелкам «продолжение просмотра», мы попадаемся на глаза нашим предкам Радзивиллам, Сапегам и Вишневецким, доблестным и отважным воинам, строгим и по-своему очаровательным дамам. Вот на нас, счастливых и сытых, косятся с полотен партизаны, изможденные сельские труженики, укоризненно смотрят солигорские шахтеры, возвращающиеся со смены, в то время, как мы прохаживается у более чем загадочных «видов из-под кольца планеты Сатурн», придуманных художником Дроздовичем. Грандиозные полотна, посвященные великой победе, сменяются видами на новые микрорайоны Минска, растущие как скалы из опушек леса, над всем этим возвышается оранжево-фиолетовое атомное небо современности и красные флаги. «Миру мир!» – пишет на стене жизнерадостного деревянного барака счастливый советский гражданин. Наш «родственник» обалдело вглядывается в нарисованные лица простого трудового народа, проступающие сквозь дым мощных паровозов, и понимает, что такой истинно советской экспозиции он еще никогда не видел.

Наш родственник остался очень довольным, хотя и несколько озабоченным тем фактом, что ему за входной билет пришлось платить в 3 раза дороже, чем гражданину Беларуси. Ни в одном крупном музее мира отдельного сбора для приезжих нет.

Цена: 4720 для вас и 15.790 для «них».

ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ПРОСПЕКТУ

Двигаясь далее по проспекту Независимости, мы с «родст­венником» решили забежать музей Современного изобразительного искусства, где нашли выставку скульптуры Игоря Чумакова «Я помню эти времена». Нам показались весьма увлекательными работы из серии «Осколки», выполненные в мраморе и бронзе.

В галерее «Подземка» (пр-т Независимости, 43) мы умилились светлым творениям Анны Селивончик, чьи «Стихи и графика понарошку» заставили на время вспомнить детские фантазии «хочу быть поэтом или художником». У Анны получилось и то, и другое. Весенние, яркие и очень забавные картинки сопровождались стихами: было очень весело. Запомнился вот этот:

Кошки не бреют подмышки,
И мышки не бреют подмышки,
И ноги, наверное, тоже,
Не бреют они похоже.
Не бреют даже усов,
И вовсе не носят трусов.
Правду говорят, что человек венец природы.

Выходить под пасмурное моросящее небо проспекта стало намного приятнее.
В Музее искусств (ул.Козлова, 3) мы просмотрели выставку графики Людвига Осецкого, художника, без чьих работ «невозможно представить современную белорусскую графику», как сообщила нам информация при входе. Работал мастер в технике «Сухая иголка» – гравюра на металле, основанная на процарапывании острием иголки штрихов на поверхности металла. Разглядывая работы, мы так и не смогли разгадать, как некоторые из них появились на свет. В соседнем зале выставку своих лучших работ посвятили родителям, прошедшим войну, благодарные дети – художники Татьяна Малышева и Эдуард Астафьев. Удивительный мир стекла Татьяны Малышевой дает возможность по-новому увидеть природу привычных нам ваз и бутылок. Скульптор Эдуард Астафьев создал целую галерею образов известных спортсменов, поэтов, писателей, героев ВОВ и научных работников.

Цена: 3 тысячи всем.

Мы остались очень довольными нашим культпоходом. Никому не было стыдно. Мы решили вскоре отправиться на «Ночь музеев» в «художку». И ничего, что во всем мире подобные ночные мероприятия бесплатны, у нас своя культура, самобытная…

ЦЕНЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ:

Лувр в Париже – 8 евро для всех.
Музей современного искусства в Нью-Йорке – 20 долл., раз в неделю – «по возможностям», но, как правило, все дают доллар.
Дрезденская галлерея – 5–8 евро, в зависимости от экспозиции для всех.

Оставить комментарий