ШАШЛЫК БЬЕТ ПО КАРМАНУ

Зашли мы как-то с приятелями в ресторан и начали знакомиться с тамошним меню. Ассорти мясное, стейк из свинины, филе птицы, шашлык из баранины – названия блюд звучат, как песня, особенно для изрядно проголодавшегося гостя. Однако суровая проза жизни здесь кроется в колонке с цифрами цен справа, где редкое яство обходится дешевле 20-30 тыс. руб. за порцию. А если учесть еще спиртное…

Прикинули примерную стоимость обеда, и перед нами сразу же возникла сложная дилемма. Или сейчас гульнуть на всю катушку (иначе зачем вообще идти в ресторан?), или уйти, но более-менее спокойно дожить до очередной зарплаты, не залезая в долг к соседям и сослуживцам.

У ДВЕРЕЙ ЗАВЕДЕНЬЯ НАРОДУ СКОПЛЕНЬЕ…

К сожалению, примерно перед таким же нелегким выбором сегодня стоят многие белорусы, для которых поход в ресторан или кафе все еще остается событием редким, если не сказать – эпохальным. Почитайте тематические интернет-форумы в Байнете и сразу заметите, что самым популярным вопросом среди его участников давно стал призыв подсказать адресок хорошего и недорогого заведения. И хотя сфера общественного питания сегодня в стране находится явно на подъеме, доступной для всех слоев населения она не может стать вот уже много лет. Об этом, как о главной проблеме ресторанного бизнеса, было прямо сказано на одной из последних коллегий Министерства торговли Беларуси.

Между тем чисто «валовые» цифры статистики вроде бы настраивают на оптимистичный лад. За прошлый год отечественными предприятиями общественного питания было реализовано продукции на 1.570 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 16% больше, чем в 2005 году. В стране постоянно открываются новые увеселительные заведения, а их посещаемость тоже все время растет. Несложно заметить, что в некоторые столичные клубы и рестораны по пятницам или субботам сегодня просто не попасть.

Так в чем же причина «заоблачных цен»? Казалось бы, раз спрос на услуги общепита и конкуренция между предприятиями на рынке растут, то и стоимость блюд тоже должна становиться все более демократичной. Однако в реальности все не так просто. На этот процесс сегодня действует целый комплекс как объективных, так и субъективных факторов. Как считает начальник Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Михаил Евтуховский, одной из причин подобной ситуации является то, что работники ресторанов и кафе продолжают покупать продукты в рознице, на рынках по ценам в два и более раз выше, чем предлагают мясные или колбасные изделия мясокомбинаты, фрукты и овощи – оптово-розничные комбинаты города или столичный оптовый рынок. У них зачастую просто отсутст­вуют договоры с производителями или крупными импортерами. В итоге, стоимость готовых блюд «зашкаливает» и становится недоступной простому посетителю. Сами же рестораторы чаще всего объясняют подобный выбор исключительно «качеством и свежестью» товара, представленного в базарных рядах или в розничной сети.

Но даже при этом сравнительно высокие цены в общепите далеко не всегда гарантируют идеальный, действительно заявленный уровень предлагаемых кушаний. Проверки контролирующих органов регулярно выявляют, например, такие «фокусы», как простая подмена сырья. Скажем, в калькуляции на готовое блюдо указывается дорогостоящий продукт, а на деле используется дешевый. Написали масло оливковое, хотя в реальности заправили салат обычным рафинированным подсолнечным. Или закупил ресторан по безналичному расчету 2 кг огурцов, и они потом фигурируют по несколько месяцев во всех блюдах…

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Сами представители ресторанного бизнеса подобные «скользкие» моменты для СМИ стараются никак не комментировать и разглашать нюансы своей кухни, как и реальный механизм формирования стоимости приготовленных блюд тоже отнюдь не торопятся. Что ж, их сдержанность понять можно.

В то же время существуют абсолютно объективные условия хозяйствования, которые, что называется, лежат на поверхности. Как считают эксперты предпринимательских союзов, белорусские рестораны и кафе пока явно страдают гигантизмом. Естественно, откуда взяться высокой рентабельности и доступным ценам при таких неадекватных занимаемых площадях? Аренду и коммунальные услуги в крупных городах нынче слишком дешевыми назвать никак нельзя. Почему бы им не быть поменьше, как в Европе? Вот где процветает действительно семейный бизнес, когда 2-3 человека обслуживают точку на 12-18 посадочных мест.

Но не всегда оправданные размеры заведения – полдела. Нам так сложно перенять опыт немецких или чешских кафе, где работают всего 3 человека, включая хозяина, скорее всего немного по иной причине. Вся загвоздка в том, что директор отечественного предприятия (юридического лица), вместо того, чтобы самому обслуживать посетителей, должен половину рабочего времени проводить в разных ведомствах, утрясая «бумажные» вопросы. А в штате кафе ему следует иметь пару бухгалтеров, чтобы справляться с громоздкой системой документооборота и налогообложения. Конечно, все это съедает дополнительные средства, рабочее время (это те же деньги). Вот и получается, что зачастую, имея сравнительно большие помещения и громоздкий штат персонала, предприятие общепита просто не в состоянии обеспечить действительно прибыльную работу. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для кошельков потребителей…

P.S. Наши корреспонденты про­гулялись по Минску в поисках хорошего и уютного заведения (и чтобы отужинать за умеренную цену!), и сошлись во мнении, что кафе «Столица» как раз то место, где все наши запросы были удовлетворены.

Оставить комментарий