НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЭНД. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Пивоваренная компания «Криница» – это современное, мощное, высокоразвитое производство с полностью автоматизированным управлением технологическими процессами. Предприятие динамично развивается, постоянно работая над совершенствованием качества, модернизацией производства и освоением новых идей.

Благодаря высокому качеству выпускаемой продукции, подтвержденному многочисленными наградами и сертификатами, ОАО «Криница» придает импульс развитию белорусского пивного рынка. Но нельзя сказать, что сегодня доступ к потребителю у отечественного пива устлан ковровой дорожкой с лепестками роз. «Конкуренция у нас на пивном рынке очень жесткая, – обрисовал «ЭН» ситуацию гендиректор ОАО «Криница» Григорий ПЕТКЕВИЧ. – С Востока к нам хлынула продукция всех мировых лидеров в области пивоварения. Это наиболее технологически оснащенные мировые компании, которые пришли в Беларусь со своими подходами, маркетинговыми схемами, методами стимулирования. И мы в конкурентной борьбе находимся с ними в неравных условиях».

ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

– За счет чего ОАО «Криница» намерена успешно конкурировать с мировыми брэндами?
– Стратегия проста: производить более качественный продукт и искать более грамотные маркетинговые ходы по его реализации на рынке.

– Качество продукта во многом определяется качеством сырья, которое со стороны пивоваров часто подвергается критике. Когда же стоит ожидать каких-то подвижек в лучшую сторону? Сотрудники Baltic Beverages Holding AB, к примеру, относят эту проблему в разряд традиционной для любой страны, заинтересованной в продвижении отечественного пива, и решаемой при правильном подходе.
– В Беларуси процесс подготовки сырья еще не достиг требуемых стандартов. Сушильные хозяйства – не эффективны. Хранение сырья осуществляется не на должном уровне… В использовании сырья мы еще можем обмануть себя, но не потребителя. Он проголосует бокалом. Сырьевая программа для нас одна из важнейших. В договорных обязательствах с поставщиками сырья мы предусмотрели ряд конкретных мер, организовали учебу специалистов – благодаря этому рассчитываем получить более качественное сырье.

– У белорусского пива велика армия поклонников. Как распределяются «голоса» любителей «Крынiцы» в Беларуси?
– Наибольший спрос наблюдается в Минской и Витебской областях. В Витебском регионе мы имеем свой филиал – Полоцкое пиво. Активно продвигается продукция в Могилевской области. Само собой, пиво от ОАО «Криница» популярно в Минске. Здесь самый большой ценитель белорусского пива. Потребление этого напитка возросло до 70 литров на человека в год. А в целом по стране этот показатель в два раза ниже – 37 литров. Это объясняется отсутствием в пределах столицы каких-либо ограничений по продвижению пивных марок из разных регионов. Здесь спокойно реализуется продукция из Могилевской, Гродненской, Гомельской и Брестской областей. И я до сих пор не нахожу объяснений, почему «Крыніца», национальный брэнд (государство вложило серьезные средства в наше предприятие), который должен реализовываться по всей территории Беларуси, сталкивается на своем пути с торговыми барьерами. В отдельных ситуациях нам просто-напросто ограничивают рынок сбыта.

– Неужели и «Криница» угодила в сети регионального протекционизма, искоренить который намеревается Комитет госконтроля?
– В отдельных городах местные власти очень ревностно подходят к вопросу распространения «Крыніцы». Мы никак не можем открыть свой филиал в Гродно (надеюсь, в конце концов нам удастся это сделать). Гродненский рынок легче насыщается импортным пивом, нежели белорусским. Но это же ненормально – сдерживать открытие белорусского филиала в собственной стране. И нам было проще открыть свой филиал в Смоленске, нежели в Беларуси.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВКУС

– «Крынiцу» чаще пьют в банках или бутылках?
– Последние три года соотношение «цена-качество» складывается в пользу пластиковых полуторалитровых бутылок. Темп роста – 170%. Есть основания прогнозировать увеличение темпов потребления таких бутылок. Появились намерения выпускать пиво в двухлитровых бутылках. Для этого, правда, необходимо вложить большие инвестиции. Впрочем, к августу, я надеюсь, такая линия заработает. Популярность пива в стеклянных бутылках держится примерно на одном уровне, хотя мы и провели ребрендинг, изменив внешний вид стекляной бутылки и ее оформление. Обновленная продукция уже вышла на рынок с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей. Что касается баночного пива, то его реализация в 2006 году, по сравнению с 2005-м, выросла существенно – на 170%. Но вместе с тем надо сказать, что удельный вес этой продукции по-прежнему невысок. Примерно 3,5-4% от общего объема продаж. Хотя, конечно, мы потеснили импортное пиво в этой расфасовке. Думаю, к началу сезона объемы выпуска баночного пива мы увеличим.

– Попадание в спектр потребительских приоритетов происходит не только за счет того, какого качества продукция производится предприятием, но и как она продвигается на рынке. Какие механизмы продвижения пива вырабатывает ОАО «Криница»?
– Мы хотим расширить собственную товаропроводящую сеть в стране с тем, чтобы самостоятельно (без помощи посреднических оптовых структур) продвигать свой продукт до розничной полки. Для этого необходимо окрепнуть в регионах и расставить там собственные представительства. Нельзя просто отдать какому-то оптовому звену свой продукт и забыть о нем. Нужно думать о том, как он продается в магазине. Для этого придется отслеживать всю цепочку через филиалы, менеджеров, мерчендайзеров. С этой целью мы сейчас проводим кадровые изменения и формируем структуру управления.

– Рассматривается ли в качестве приоритетного такой способ продвижения товара, как создание летних кафе?
– Конечно. Хорошие летние кафе мы планируем установить на проспекте Независимости в Минске. Хотим создать свою модульную схему такого сервиса, где в закрытом павильоне можно будет выпить пива и получить к нему на выбор несколько национальных блюд. Далее поставить этот процесс на конвейерную основу. Первый шаг к созданию модульных всесезонных павильонов – открытие кафе на 120 посадочных мест, представляющего собой уютную деревянную конст­рукцию, а не обычную палатку. Но это опять же вопрос больших инвестиций. Торговля нам не помогает. Она в стороне от культуры потребления, хотя именно торговля должна формировать культуру пития, а не производитель. А у нас берут и ограничивают, потому что, мол, почти каждый ходит по улицам с бутылкой пива. Это неправильный подход. Завод создает качественный, полезный (при умеренном потреблении) продукт. Формирование культуры потребления – не только наша основная задача.

– Как продвигается расширение числа поклонников пива от «Криницы» за пределами Беларуси?
– Детально разобравшись с технологией и создав стабильный и по срокам стойкости продукт, мы уже с 2005 года начали продвигать свой продукт на внешних рынках. В 2006 году получили первый миллион долларов от экспорта. Основной рынок сбыта – Россия, на которую приходится 90% всего экспорта. Акцент на российский вектор просто объясним. Продвигать пиво нужно там, где оно конкурентно по цене. На территории СНГ это сделать легче, чем на Западе с его многочисленными ограничениями. В этом году совершили первые отгрузки пива в Молдову. Небольшие объемы поступают в Прибалтику. «Крыніцу» пьют даже в США.

– Американцы?
– В основном наши эмигранты, живущие в Нью-Йорке. Мы уже отправляли им несколько контейнеров. Сейчас к сезону опять просят. Интересный проект может реализоваться в Великобритании. Речь идет о поставках пива «Александрыя» в банках.

– Каковы впечатления за границей от белорусского пива?
– Любители пива в России дают положительную оценку нашему продукту, причем нередко рассказывают о нашем пиве на интернет-сайтах. Вот один из таких оценочных комментариев: «Несмотря на все перипетии, связанные с газом и нефтяной трубой в Беларуси, пиво от «Криницы» по-прежнему широко представлено в новом торговом центре на Варшавском шоссе». «Крыніца-1». Что нравится в этом пиве, так это то, что оно весьма чистое и не сказать что полное. Солод и хмель не сильно выражены, однако вкус есть, и его дейст­вительно можно назвать вкусным. Да и цена соблазнительная. В целом – европейский вкус и качество. «Александрыя» – более плотный и самый насыщенный сорт, в котором, в отличие от крепких сортов, еще хорошо чувствуется баланс между плотностью и крепостью. По крайней мере, спирт не давит, хотя легким пиво не назовешь».

ТРЕБУЕТСЯ ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР

– Как обстоят дела с технологической оснащенностью предприятия?
– В 2003 году был завершен первый этап масштабной реконструкции. С 2004-го мы производим продукцию на реконструированных мощностях, что дало прирост объемов выпускаемого пива с 6,7 до 15 млн дал. Но когда мощности эксплуатируются на 100%, не остается времени на проведение планово-предупредительных ремонтов. Выстраивать работу с профилактическими остановками долгое время не позволяли спрос и сложное финансовое положение, поэтому мы и выжимали из мощностей все, что могли. Начался этот год. Рынок наводнился продукцией, конкуренция растет. Мощности загружены на 100%. Чтобы хорошо подготовиться к сезону, мы в плановом порядке останавливали наши линии для проведения ремонтных работ, их модернизации.

– По программе развития пивоваренной отрасли «Криница» должна выйти на производство 30 млн дал в год. За счет использования каких механизмов вы рассчитываете в два раза увеличить объемы выпускаемой продукции?
– Вопросы дальнейшего развития требуют больших инвестиций. Развитие за счет внутренних инвестиций, таких как банковские кредиты, рискованно. Можно столкнуться с серьезными проблемами по их возврату. Поэтому мы более всего заинтересованы в привлечении внешнего инвестора. Государству предоставлен бизнес-план завода о привлечении иностранных инвестиций не менее чем на 25 млн евро. Если вопрос с привлечением инвестора не решится хотя бы до середины июня, следующий год для «Криницы» окажется довольно тяжелым.

На сегодняшний день о готовности выкупить акции «Криницы» (и других пивзаводов) заявили, по меньшей мере, четыре крупнейших игрока мирового рынка – голландский Heineken, британский SABMiller, бельгийский Interbrew и датско-британский BBH. Некоторые из претендентов, в частности Heineken и SABMiller, даже были допущены к финансовой и технической оценке «Криницы».

– Ситуация как-то развивается?
– Пока продолжается процесс согласования механизма привлечения инвестора. Что это будет – инвестиционное соглашение или инвестиционный конкурс – еще не определено. Но окончательное решение за государством.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Саша

Не знаю как Вам ) а мне крыница, вообще не нравится, кто её щас покупает лучше скажите мне???? И это подтвердят многие. Возьмите хотя бы это кафе в Минске - http://miaym.com. Даже они крыницей не торгуют, хотя я бы сказал, что это хорошее кафе.