»СЕРОСТЬ» БЕЛОРУССКОГО АВТОРЫНКА

Сколько лет минуло с того дня, как СССР почил «в бозе», сколько надежд было связано с переменами к лучшей жизни, сколько разных законов издано, а просвета все нет! Точнее, просвет есть, но он все больше напоминает страдающую от перепадов напряжения лампочку Ильича. Экономика страны движется семимиллиметровыми шагами, и хорошо, что не в обратном направлении. Автомобильный рынок Беларуси еще очень далек от тех идеалов, которые хотели бы видеть в нем и автомобильные дилеры, и автолюбители, и само государство. Если последнее имеет преимущество в том, что можно преследовать свои интересы, не обращая внимания на остальных, то дилеры и мы с вами, рядовые граждане, попросту подстраиваемся под созданные условия. Что, в общем-то, присуще знаменитой белорусской толерантности. Это лирическое отступление говорит о том, что рынок новых автомобилей в Беларуси по-прежнему работает «по-серому».

Серый потому, что...

Попробуем разобраться, что мешает белорусскому первичному рынку автомобилей стать максимально цивилизованным. Начнем с того, что показатель успешной работы каждого предприятия – высокий торговый оборот. Несмотря на то, что новые автомобили постоянно продаются на территории РБ , торговые обороты автомобильных дилерских предприятий равны нулю. Почему? Да потому, что официально они автомобили не продают! Это может показаться нелепым. Дилеры занимаются позиционированием, рекламой, сервисным обслуживанием автомобильных марок, но они не продают машины. Делают это физические лица, именно через них пополняется белорусский автопарк новыми иномарками. Этим феноменом и раскрывается понятие «серости» первичного авторынка.

В идеале каждая единица техники должна проходить путь от производителя через юридическое лицо дилерского предприятия (или несколько) к потребителю. Естественно, к последнему товар приходит по цене с учетом дилерских накруток. Товар, отмеченный в бухгалтерских документах дилера (юридического лица), и будет составлять торговый оборот. В Беларусь новые автомобили поступают с зарубежных таможенных складов. Договариваются о поставках наши дилеры. Но на таможне техника оформляется не на юридические лица, а на физические.

Лабиринты указов

Происходит это по ряду причин. Во-первых, таким образом можно избежать высоких налогов с продаж. Но это не главное. Во-вторых (в основном), быть «белыми» дилерам мешает таможенное законодательство и Указ президента РБ № 140 "Об установлении республиканского сбора за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств". Суть в том, что юридические лица при приобретении ТС должны уплатить "республиканский сбор ... за транспортные средства, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, имеющие рабочий объем цилиндров двигателя: до 2.500 куб.см включительно - в размере 3,5 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя; более 2.500 куб.см - в размере 5 евро за 1 куб.см рабочего объема цилиндров двигателя". Итак, если дилер за границей приобретает автомобиль для последующей продажи ему не миновать республиканского сбора. Например, сбор за Renault Symbol с объемом двигателя 1.390 куб.см составит 4.865 Euro, тогда как «растаможить» эту же машину физическому лицу обойдется всего 834 Euro (по 0,6 Euro за «кубик»). Согласитесь, что разница более чем в 4.000 Euro при минимальной стоимости автомобиля (с доставкой в РБ) 7.300 Euro значительна. Кстати, «стосороковой» указ в этом отношении бьет не только по дилерам, но и по всем остальным юридическим лицам, деятельность которых подразумевает использование автотранспорта в тех или иных целях. Предприятиям приходится серьезно задуматься над приобретением нового авто для фирмы.

Таким образом, автолюбителю выгоднее приобрести тот же Renault Symbol у «серого» дилера за 8.134 Euro, нежели у потенциального «белого» за 12.165 без учета надбавки за другие всевозможные налоги и подати, которые продавец должен будет выплатить государству как юридическое лицо. Арифметика до безобразия проста и показательна.

Где выход?

Устранить «серость» можно двумя способами. Первый заключается в грамотной таможенной политике государства (в первую очередь, отмене Указа № 140). Если белорусские автомобильные дилеры смогут достойно лоббировать свои интересы на государственном уровне. Пока же упомянутый указ играет на руку российскому автопрому, чья продукция под его действие не попадает. Второй способ заключается в создании на территории Беларуси таможенного склада, который подразумевает отсрочку таможенных платежей. То есть машина может официально находиться в РБ без уплаты таможенных сборов сколь угодно долго, ожидая своего покупателя. Однако и этот вопрос требует решения на государственном уровне. По нашим данным, им уже вплотную занимается один из белорусских мультидилеров под эгидой Белорусской автомобильной ассоциации.

До недавнего времени подобная ситуация имела место в России. Но российские автомобильные дилеры смогли «договориться» с ГТК РФ: был составлен так называемый «белый список» официальных дилеров. Последние ввозят автомобили в страну и при «растаможке» заявляют стоимость с учетом значительных дилерских скидок, и при уплате таможенных платежей указывается именно эта стоимость. «Серым» дилерам приходится заявлять полную стоимость машины. Это отражается в более высоких таможенных пошлинах. В итоге выиграли и официальные импортеры (потому что покупатель получил всевозможные гарантии и максимальный сервис), и государство. По данным пресс-службы ГТК РФ, импорт легковых автомобилей в первом квартале 2004 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. При этом юридические лица импортировали автомобилей в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма таможенных платежей, перечисленных в бюджет по этой группе товаров, на 71 процент больше, чем годом ранее, а сумма акциза выросла в три раза. При этом из количества новых авто 62% пришлось на официальных дилеров (юридические лица, которые обеспечили 85% таможенных платежей за легковые автомобили).

Если отношения между белорусскими автомобильными дилерами (они этого точно хотят) и государством выйдут на уровень взаимопонимания, можно добиться такой же отдачи, как и в РФ. В сложившейся ситуации плохо обеим сторонам. Напрашивается вывод, что есть еще некая третья, которой все это очень выгодно…

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о