«УКРОЩЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА»

Свой знаменитый рассказ Марк Твен закончил фразой, ставшей крылатой: «Купите себе велосипед. Не пожалеете». Если кто не знаком с творчеством великого американского писателя, вкратце перескажем сюжет: герой (автор) приобрел велосипед и решил овладеть искусством езды на нем. В процессе обучения он преодолел суровые испытания, получил немало травм, но сумел-таки объездить двухколесного «коня». При этом сам велосипед, пережив множество падений и столкновений, остался совершенно невредимым.

Это произошло более сотни лет назад. Но, очевидно, и тогда уже в велосипедах особо ценилась их надежность. А чтобы она становилась еще большей, многие поколения инженеров и механиков неустанно совершенствуют этот, в общем-то, простой механизм на колесах. И при этом их абсолютно не обижает произносимое с саркастической интонацией определение «изобретатели велосипедов», которым обычно награждают тех, кто открывает то, что всем давно известно.

Зайдите в любой магазин спорттоваров и убедитесь, сколько там самых разнообразных моделей. И каждый производитель стремится предложить потребителю очередную новинку. А вот в том, что изобретать велосипед действительно полезно и выгодно, нас убедил начальник конструкторского бюро велосипедов ОАО «МОТОВЕЛО» Михаил Радкевич.

ИЗДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ

О том, какая жесткая конкурентная борьба сегодня на мировом велорынке, можно судить по такому примеру. Хозяин российской фирмы, выпускающей велосипеды довольно известной марки, однажды в журнальной статье признался, что в каждой фирме-конкуренте работают по два-три «его» человека. Недавно он отловил двоих чужаков у себя, причем с помощью полиграфа, детектора лжи! А цель этих «кротов» была одна: узнать, какая из моделей самая ходовая на рынке.

А подделки! Велосипеды фальсифицируют точно так же, как и любой другой товар, пользующийся спросом? Чем известнее брэнд, тем больше у него незаконнорожденных «свояков». Наверное, конструктор Радкевич и его коллеги имеют все основания гордиться своей работой. Ведь выпускаемые в Минске велосипеды марки «Аист» так же не избежали этой печальной участи. Например, не так давно в Украину поступила партия ну очень дешевых «Аистов» из… Индии! Вскоре все они дружно погнулись-поломались. Да, «завалить» чужой брэнд, сделав его копию с «пластилиновой» рамой, кому-то и выгодно, и приятно...

– Если бы только нам не мешали и не вредили... – сетует начальник КБ. – Доходит до того, что в Украине наш велосипед, бывает, непорядочные продавцы «обгладывают», словно пираньи! У нас, скажем, хорошее седло – так его снимают и ставят вместо него седло неясного происхождения ценой 80 центов. А оригинал потом продают как запчасть. У купленного велосипеда через месяц-другой пружины ломаются, и что делать его хозяину – ехать в Беларусь за новым седлом? Вот и идет бедолага-украинец к тому, кто продал ему покалеченный велосипед, и покупает дожидающееся его «родное» седло, но уже гораздо дороже... С втулкой тоже мошенничают. У нас она твердая и прочная, сделанная из хромистой стали, термообработанной методом нитроцементации, благодаря чему значительно повышается износостойкость. Так вот, местные «умельцы» меняют ее на «сырую», купленную за копейки, – а там много чего такого осталось после того, как в Харькове закрылся велозавод… В итоге всех этих махинаций рядовой покупатель опять-таки идет за «родной» втулкой и платит за нее в 4-5 раз дороже. А потом думает: что же это случилось со всегда таким надежным «Аистом»?

ГЛАВНОЕ – КАЧЕСТВО

– Сейчас направления конструкторской работы, – продолжает М.Радкевич, – сводятся к созданию товарного вида велосипеда за счет изменения его геометрии, внешних характеристик рамы, вилки, введения новых покрытий, декоративной отделки, деколей, т.е. аппликаций. То, что сейчас в моде, мы тщательно отслеживаем. Вносим изменения формообразующих элементов, которыми в основном являются рамы: Y-образные и т.н. «банановые» – с изогнутой трубой. Применяем 6-скоростные (а на горных велосипедах – 21-скоростные) комплекты передач SHIMANO (это японская фирма, сегодня она брэнд №1 в велосипедной индустрии мира). Многие фирмы, в том числе работающие на белорусском рынке, как бы «разбавляют» это оборудование комплектующими подешевле – китайского и индийского происхождения. Допустим, комплект стоит, условно говоря, 20 долларов. Некая фирма, чтобы привлечь клиента, закажет, скажем, переключатель с надписью SHIMANO, и такую же наклейку. Остальные же детали будут, как говорится, левыми. Даже и та, единственная деталь с наклейкой, может оказаться китайской подделкой. Итого, комплект стоит уже не 20 долларов, а гораздо меньше. Но покупатель-то этого не знает – и «покупается». Мы же работаем напрямую с представительством SHIMANO и на 100% используем фирменные японские комплектующие.

– И вообще, – добавляет конструктор, – мы сами не производим только шины с камерами, цепи и насосы. Вся остальная комплектация – только собственного производства. Основные же конкуренты, например, некоторые российские фирмы, велосипеды не производят, а собирают на приобретенных линиях из закупаемых комплектующих. Ввозят их в свою страну под видом запчастей, и таким образом уходят от высоких таможенных платежей. А в сертификате происхождения потом будет стоять лукавая цифра «51%», указывающая, что товар более чем наполовину сделан из отечественных деталей…
Товарный вид, конечно, дело серьезное, но самое важное – это качество.

60 ЛЕТ НА РЫНКЕ

Система менеджмента качест­ва, проектирования, разработки и сборки мотоциклов и велосипедов соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001. Продукция ОАО «МОТОВЕЛО» поставляется в 17 стран мира. Удельный вес экспорта – почти 44 процента. И вопрос репутации, чести марки стоит очень остро.

«МОТОВЕЛО» на рынке уже 60 лет. В производстве постоянно находятся 15-20 (количество может изменяться вместе с рыночной конъюнктурой) разных моделей только велосипедов (о мотоциклах и других товарах народного потребления мы поговорим в другой раз). Ежегодно осваивается 5-7 новых. В год выпускаются 600–700 тысяч велосипедов. Велосипеды пользуются большим спросом как в РБ, так и в странах СНГ. Производство горных велосипедов освоили быстро – буквально за два-три месяца. Эти машины пользуются повышенным вниманием: гор-то, собственно, у нас в Беларуси считай что нет, зато можно вдоволь поколесить по любому бездорожью – уж этого-то добра хоть отбавляй.

НАДЕЖНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ

Есть люди, которые покупают велосипед за 500 долларов, чтобы «убить» его за сезон, вскакивая на перила и парапеты и прыгая с них. «МОТОВЕЛО» не выпускает машины для таких экстремалов. «Наша продукция, – отмечает М.И. Радкевич, – ориентирована на самые разные категории потребителей: от простых тружеников, которым нужно иметь велосипед как транспорт, до туристов, покупающих горные, т.е. многоскоростные, с повышенной проходимостью велосипеды (модели 26–610, 26–620)».

Чем велосипеды минской марки «Аист» отличаются от всех прочих? В основном внешним видом и какими-то аксессуарами: кто-то, например, ставит на рамы корзины, а минчане – нет. И не в последнюю очередь – ценой, в этом легко убедиться, походив по магазинам и рынкам: они значительно дешевле.

У конкурентов все сделано в достаточно стабильном соотношении: исходя из того, за какую цену китаец пригоняет им комплектующие. А китайские поставщики при больших объемах поставок иной раз не прочь схалтурить и подсунуть товар не самой высшей пробы. И внимательно при этом следят за реакцией заказчика: пройдет? не пройдет?.. А потом рядовой покупатель говорит: вот, мол, купил красивый велосипед, а он спустя три месяца посыпался. Еще один важный момент: у ввозимых к нам велосипедов обычно очень точно рассчитан ресурс – для того, чтобы покупатель как можно реже обращался с рекламациями сразу после приобретения. Наши же модели при надлежащем уходе и правильной эксплуатации могут прослужить и 10, и 20 лет. Кроме того, у «Аистов» наиболее долгий гарантийный срок: другие фирмы, особенно «серые» дают полугодичную гарантию на оборудование, год – на раму и вилку. А «Мотовело» – 18-20 месяцев (в зависимости от диаметра колес) на всё! Запчасти, так сказать, на каждом углу... Так, например, на «Аистах» ставятся сертифицированные световозвращатели, которые соответствуют нормам безопасности. Конкуренты же вместо них нередко цепляют простые стекляшки, а чтобы это, как говорится, прокатило, пишут, что велосипед «спортивно-кроссовый». А простой человек не всегда может оценить, что такое хорошая светотехника. Представьте, вы едете на машине, и вдруг перед вами в ближнем свете фар как из-под земли выскакивает велосипедист! А если бы на его двухколесном «коне» стоял нормальный отражатель, его было бы видно издалека…

ОАО «МОТОВЕЛО»
г. Минск, 220033, Партизанский пр., 8.
Телетайп: Минск, 252116 ВЕХА, факс: (017) 298-14-53, 298-14-54.

Оставить комментарий