ДРУЗЬЯ И ВРАГИ

Региональный феодализм цветет как майская роза и пахнет «своей» колбасой, «своей» сметаной и «своими» пельменями. Это кесарю – кесарево. В региональных междуусобицах иные принципы: гомельчанам–гомельское, брестчанам–брестское, минчанам–минское и т.д. Бей чужих, чтобы свои не боялись. Но втихаря. Аккуратно. Даешь, к примеру, магазинам, задание: 90% мясо-молочной продукции на прилавках отдать местным производителям. Процент влево – строгий выговор. На оставшееся место, так и быть, пустить чужаков. Выгодно.

Натаскаешь потребителя, как собачку Павлова, на местные товары, глядишь, и привыкнет есть то, что дают, и сам подсобит в выталкивании с рынка «чужой» продукции. Хотя и халявить при производстве собственного товара – дело рисковое. За тяп-ляп можно и по шее заработать, и привилегий лишиться. Представитель одного из заводов по изготовлению продовольственных товаров рассказал «ЭН», как пару лет назад один высокопоставленный гомельский чиновник купил местной сметанки. Дегустация закончилась не в пользу производителя продукта. О последствиях история умалчивает, но гнев, разочарование и оправдание в ней присутствовали.

Не знаю, сколь разнообразные с географической точки зрения продукты питания оказываются на столе у самых высокопоставленных чиновников, но даже они не выдержали наблюдения за торговыми кознями внутри страны. На этой неделе вывести кого надо на чистую воду решили, наконец, в Комитете госконтроля. Боевая задача – с корнями выкорчевать местечковые запреты на ввоз товаров из других областей Беларуси. «В отдельных районах вводился запрет даже на ввоз товаров из соседних районов одной и той же области, тем самым были нарушены права потребителей», – возмущался в интервью БЕЛТА просвещенный председатель КГК Зенон Ломать. Но и выгоды никакой, по словам Ломатя, это не принесло. Темпы роста товарооборота не улучшились. Наоборот, в этих районах он оставался низким. Зенон Ломать уверен, что отечественные перерабатывающие предприятия в большинстве своем выпускают качественную продукцию, и здоровая конкуренция пойдет им лишь на пользу. А вот за неправильную экономическую политику КГК намерен привлекать к ответственности должностных лиц, которые вводят местечковые запреты.

Испугала ли инициатива председателя КГК руководителей городов и регионов? Может быть. Комитет госконтроля не раз доказывал способность выискивать виновных. Но пока разведгруппа КГК не начала шерстить по городам и весям, «ЭН» решила самостоятельно отыскать признаки регионального феодализма.

Собирать улики по жребию выпало в Столбцах. При сильном ветре и с переменными осадками. Жутко неприятно. Но разведоперации мешало совсем другое. В попадающихся торговых точках не оказалось ни малейшего намека на самообслуживание. Товары первой необходимости находились за территорией доступа – на прилавках. Как музейные экспонаты, защищенные словесным законом «руками не трогать». На ценниках производитель продукта фигурировал не всегда. Если авторство разных сортов колбасы еще можно было безошибочно определить при внимательном рассмотрении, то с молочными продуктами все было сложнее. Приходилось надоедать продавцам своим любопытством: «А это откуда? Чье это производство?»

Объектами исследований бы­ла мясо-молочная продукция. Как показывает практика, именно за этот сегмент товаров и грызутся руководители городских и районных администраций разных регионов. Обойдя вдоль и поперек более десятка торговых точек в Столбцах и проштудировав свои записи, я понял, кто чей друг.

Своим производителям (в смы­с­ле из Минской области) мяс­ных и колбасных изделий в Столбцах – слава, почет и много места на прилавках. Ошмяны, Копыль, Борисов, Слуцк, Держинск и др. спокойно конкурируют на столбцовских прилавках за потребителя. Отдельной графой нужно выделить самого что ни на есть своего поставщика товара – Столбцовский мясокомбинат. В отдельных магазинах ему предлагают райские условия – выделяют почти треть предназначенной для демонстрации площади. Бывает, слегка ограничивают в правах, сужая ассортимент до замороженных продуктов: котлетного фарша, говяжьей печени, сердца, сальтисона. Видок у такого товара, правда, не всегда презентабельный и вызывающий желание что-то приготовить. В общем, какая-то сплошная антиреклама. Хотя для человека несведущего, особенно иностранца, предприятие может показаться и вовсе уникальным. Во время разведоперации посчастливилось наткнуться на мини-магазин Столбцовского мясокомбината. Надеясь составить полное представление о возможностях предприятия, я был ошарашен увиденным. За дверью вместо прилавков с батонами колбасы, упаковками мяса говядины и свинины стояли стеллажи с обувью. Не возникло никаких сомнений. Раз магазин мясокомбината, значит, обувь точно из натуральной кожи.

Не менее оригинальной была и продукция из агрокомбината «Снов». Оригинальность как раз и заключалась в названии производителя. Что до продукции, то дизайн упаковки и внешний вид отдельных товаров наглядно убеждал: здоровый сон после дегустации будет под вопросом.

Друзья из других регионов для Столбцов – производители из Гродненской и Брестской областей. Дружба, по всей видимости, крепкая. Особенно с предприятиями по изготовлению колбасных изделий: сосиски, сервелаты, салями и другая продукция беспрепятственно реализуется в магазинах. Объемы «чужой» молочной продукции – скромнее. В основном почему-то попадались сметана и творожные изделия от «Савушкин продукт» и мороженое от «Санта-Бремор». Зато так и не встретилась мясо-молочная продукция из Могилевской и Витебской областей. Пусто. Неужели действует чье-то устное распоряжение: «Велено не пущать»? Гомельский регион оказался более пробивной и отвоевал место хотя бы под майонез «Провансаль». На другое, видать, не хватило аргументов. Наверное, это и есть повод трижды прокричать волшебное слово: «КГК! КГК! КГК!»

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о